Устройство для подъема аварийно опрокинутого транспортного средства

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности, к устройствам для подъема кантованием аварийно опрокинутого колесного транспортного средства и может быть применена для оперативного подъема и установки на колеса в полевых условиях аварийно опрокинутых большегрузных и/или крупногабаритных всепогодных агрегатов специального назначения, например, транспортирующих ракеты или их блоки.

Устройство для подъема аварийно опрокинутого транспортного средства выполнено в виде неравноплечей Г-образной балки, короткое плечо которой оснащено узлами, предназначенными для крепления балки на днище опрокинутого транспортного средства, а на конце длинного плеча балки имеется элемент, предназначенный для соединения с грузозахватным органом грузоподъемного крана, который может быть выполнен в виде звена, при этом, устройство может быть оснащено скобой, установленной в центре тяжести балки. 2 з.п. ф-лы, 7 илл.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности, к устройствам для подъема каптованием аварийно опрокинутого колесного транспортного средства и может быть применена для оперативного подъема и установки на колеса в полевых условиях аварийно опрокинутых большегрузных и/или крупногабаритных всепогодных агрегатов специального назначения, например, транспортирующих ракеты или их блоки.

Известно устройство для кантования изделий, в том числе, автомобильных прицепов, содержащее жестко закрепленные на основании вертикальную стойку и привод кантования. На верхнем конце вертикальной стойки установлен блок, на который навешен гибкий орган. Один конец гибкого органа соединен с приводом кантования, а другой - с фиксируемым на кантуемом изделии приспособлением для крепления конца гибкого органа. На основании имеются направляющие, на которых с возможностью перемещения установлена опорная тележка для размещения кантуемого изделия. Устройство снабжено установленным на стойке соосно с блоком двухступенчатым барабаном с дополнительными гибкими органами, при этом первый из дополнительных гибких органов одним концом закреплен на поверхности барабана большего диаметра, а другим связан с зафиксированным на кантуемом изделии приспособлением с образованием петли для размещения в ней кантуемого изделия, а второй дополнительный гибкий орган одним концом закреплен на поверхности барабана меньшего диаметра, а другим связан с приводом кантования.

(см. патент РФ 2034759, кл. B65G 7/00, 1995 г.).

Это устройство стационарно, сложно по конструкции и в эксплуатации, поскольку, как отмечено в описании данного изобретения: «для кантования полуприцеп устанавливают в просвет петель» гибких органов, и поэтому не может обеспечить оперативный подъем и установку на колеса в полевых условиях аварийно опрокинутого большегрузного и/или крупногабаритного транспортного средства.

Известно также устройство для кантования тяжеловесных изделий, содержащее шарнирно смонтированный на основании с возможностью поворота посредством привода корпус с Г-образной поверхностью. На горизонтальной части Г-образной поверхности корпуса закреплена приемная площадка, несущая три зуба. На вертикальной части Г-образной поверхности корпуса закреплена подающая площадка с V-образной подающей поверхностью, выполненной в виде направляющих, образующих две пары - верхнюю и нижнюю, равноудаленных друг от друга зазором, обеспечивающим возможность автономной их установки относительно корпуса. Каждая из направляющих подающей площадки и рабочие поверхности зубьев приемной площадки снабжены опорными пластинами из более мягкого материала, чем материал кантуемого изделия, при этом опорные пластины, установленные на направляющих подающей площадки, выполнены конфигурацией, соответствующей конфигурации наружной поверхности кантуемого изделия.

(см. патент РФ 2283743, кл. В23К 37/047, 2004 г.) - наиболее близкий аналог.

Данное устройство проще по конструкции, но также является стационарным, кроме того, для кантования им изделия последнее необходимо поднять и поставить на Г-образный стол, что практически невозможно выполнить в полевых условиях применительно к большегрузному крупногабаритному транспортному средству.

Техническим результатом настоящей полезной модели является расширение эксплуатационных возможностей устройства за счет обеспечения подъема кантованием и установки на колеса большегрузного крупногабаритного транспортного средства в полевых условиях, а также упрощение конструкции и условий эксплуатации устройства.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в устройстве для подъема аварийно опрокинутого транспортного средства, выполненном в виде Г-образной балки, новым является то, что балка выполнена неравноплечей, короткое плечо балки оснащено узлами, предназначенными для крепления балки на днище опрокинутого транспортного средства, а на конце длинного плеча балки имеется элемент, предназначенный для соединения с грузозахватным ограном грузоподъемного крана и который может быть выполнен в виде звена, при этом, устройство может быть оснащено скобой, установленной в центре тяжести балки.

Сущность полезной модели поясняется графическими материалами, на которых:

- на фиг.1 - устройство для подъема аварийно опрокинутого транспортного средства, общий вид;

- на фиг.2 - вид А на фиг.1;

- на фиг.3 - вид Б на фиг.1;

- на фиг.4 - сечение В-В на фиг.1;

- на фиг.5 - положение устройства в начале кантования опрокинутого транспортного средства;

- на фиг.6 - положение устройства в момент прохождения центра тяжести кантуемого транспортного средства над точкой опоры - колесами;

- на фиг.7 - положение устройства в конце кантования опрокинутого транспортного средства.

Устройство для подъема аварийно опрокинутого транспортного средства представляет собой неравноплечную Г-образную балку 1, короткое плечо 2 которой оснащено двумя расположенными у его концов узлами, например, проушинами 3 со штырями 4 для присоединения к аналогичным проушинам 5 на днище 6 опрокинутого транспортного средства 7, а на конце длинного плеча 8 шарнирно закреплен элемент 9, например, звено для соединения с крюком 10 (например, крюком) грузоподъемного крана 11.

Длина короткого плеча балки соответствует ширине днища 6 транспортного средства 7, а длина длинного плеча - больше расстояния от земли до центра массы транспортного средства с грузом.

На длинном плече 8 у центра тяжести «а» Г-образной балки может быть смонтирована скоба 12 для подъема и переноса балки грузоподъемным краном.

Устройство для подъема аварийно опрокинутого транспортного средства работает следующим образом.

Для оперативного подъема кантованием и установки на колеса в полевых условиях аварийно опрокинутого транспортного средства 7 Г-образную балку 1 доставляют к месту аварии, присоединяют ее скобу 12 к крюку 10 стрелового общепромышленного грузоподъемного крана 11, размещаемого у днища 6 транспортного средства в районе его центра тяжести «б», и перемещают ее этим краном, наводя проушины 3 короткого плеча 2 на проушины 5 опрокинутого транспортного средства 7, которые расположены в области центра массы «б» транспортного средства или у его краев (при подъеме транспортного средства двумя кранами).

Соединяют проушины 3 и 5 штырями 4, снимают скобу 12 с крюка 10 крана 11 и присоединяют крюк 10 к элементу 9 на конце длинного плеча 8 балки. Затем поднимают стрелу 13 крана 11, вследствие чего уменьшается ее вылет, а Г-образная балка, ведомая стрелой 13 за элемент 9, поворачивается, кантуя транспортное средство вокруг опертых о грунт колес 14.

После того, как центр массы «б» транспортного средства, перемещаясь в процессе кантования к крану 11, минует точку опоры кантуемого транспортного средства - колеса 14, элемент 9 балки 1 опускают механизмом подъема груза крана 11, в результате чего транспортное средство 7 устанавливается на все колеса.

Подъем кантованием опрокинутого транспортного средства и установка его на колеса завершены.

Крюк 10 крана 11 отсоединяют от элемента 9 и присоединяют к скобе 12, демонтируют штыри 4, отсоединяя проушины 3 от проушин 5 транспортного средства, отводят Г-образную балку 1 краном и, сняв скобу 12 с крюка 10 крана, отправляют ее к месту хранения.

Для подъема аварийно опрокинутых особо тяжелых и/или длинномерных транспортных средств, применяют две идентичные Г-образные балки, размещая их у концов транспортного средства и выполняя кантование двумя грузоподъемными кранами одновременно.

Использование заявленного простого конструктивно устройства существенно упрощает оперативный подъем-кантование и установку на колеса в любых полевых условиях аварийно опрокинутого большегрузного крупногабаритного транспортного средства с применением общепромышленного стрелового крана, что особенно важно в случае аварии специального транспортного средства, например, транспортирующего ракету.

1. Устройство для подъема аварийно опрокинутого транспортного средства, представляющее собой Г-образную балку, отличающееся тем, что балка выполнена неравноплечей, короткое плечо балки оснащено узлами, предназначенными для крепления балки на днище опрокинутого транспортного средства, а на конце длинного плеча балки имеется элемент, предназначенный для соединения с грузозахватным органом грузоподъемного крана.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что элемент для соединения грузозахватного органа грузоподъемного крана с балкой выполнен в виде звена.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно оснащено скобой, установленной в центре тяжести балки.



 

Наверх