Автоматическая система сбора с грузоперевозчика компенсаций за наносимый автомобильным дорогам ущерб

 

Автоматическая система сбора с грузоперевозчика компенсаций за наносимый автомобильным дорогам ущерб предназначена для контроля перевозок по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов. Система содержит компьютер, соединенный с ним через приемопередающее устройство пост весового контроля, включающий блок весового контроля и приемопередающее устройство, и находящийся у грузоперевозчика радиочастотный идентификатор. Радиочастотный идентификатор со встроенным ЧИП-кодом содержит индивидуальный номер грузоперевозчика, данные о государственном номере транспортного средства и его владельце, а приемопередающее устройство поста весового контроля считывает эти данные и передает их на компьютер, который содержит базу данных владельцев транспортных средств, индивидуальных номеров и лицевых счетов грузоперевозчиков. При превышении транспортным средством весовых параметров компьютер осуществляет расчет компенсации и списывает денежные средства с лицевого счета грузоперевозчика. Для удобства зачисления платежей система содержит блоки платежных терминалов, соединенные по каналам связи с компьютером. При отсутствии у грузоперевозчика радиочастотного идентификатора отслеживание транспортных средств осуществляют при помощи блока видеонаблюдения и фотофиксации. Существенно улучшается распознавание транспортного средства в условиях плохой видимости. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к системам автоматического сбора с грузоперевозчика компенсаций за наносимый автомобильным дорогам ущерб и может быть использована для контроля перевозок по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов.

Известна автоматизированная система контроля эксплуатации транспортных средств, содержащая пункт весового контроля, включающий компьютер, соединенные с ним по каналам связи через приемопередающее устройство, блок видеонаблюдения и регистрации и блок весового контроля, выполненный с возможностью определения фактического веса транспортного средства в состоянии покоя, и установленные на каждом транспортном средстве блок датчиков и регистратор параметров транспортного средства, состоящий из блока переработки информации, соединенного своим входом с выходом блока датчиков, и приемопередающего устройства, соединенного по шинам ввода-вывода с блоком переработки информации и приемопередающим устройством пункта весового контроля. Компьютер выполнен с возможностью анализировать и выделять из принимаемой информации признаки нарушения весовых параметров на контролируемой территории и выдавать управляющие сигналы в блок видеонаблюдения и регистрации на поиск в общем потоке того транспортного средства, которое допустило нарушение. После остановки транспортного средства, произведения контрольного взвешивания в состоянии покоя и поступления соответствующего сигнала от блока весового контроля, компьютер определяет ущерб, наносимый дорожному полотну, осуществляет ведение и организацию электронного архива данных транспортных средств, прошедших весовой контроль, назначает стоимость проезда, выдает чек кассового сбора, рассчитывает штрафы при превышении весовых параметров, оформляет акты на допущенные нарушения и передает через приемопередающее устройство по шине ввода-вывода в регистратор параметров транспортного средства данные о выявленных нарушениях и штрафных санкциях за них (патент R.U 2333537, опубл. 10.09.2008 г.).

Недостатком известной системы является отсутствие в ней автоматизированного процесса сбора компенсации с грузоперевозчика, допустившего превышение весовых параметров транспортного средства. Для выявления нарушения и расчета штрафных санкций требуется дополнительное взвешивание транспортного средства в состоянии покоя, что увеличивает трудоемкость контроля и требует дополнительных затрат времени. Установка на каждом транспортном средстве дополнительного оборудования -регистратора параметров - требует согласования с заводом - изготовителем транспортного средства, а в дальнейшем его технического обслуживания и ремонта, что создает неудобства для владельцев транспортных средств, поскольку требует дополнительных затрат времени и денежных средств. Кроме того, использование в ней для опознания транспортного средства блока видеонаблюдения не обеспечивает надежной и качественной работы системы при плохих погодных условиях, задымленности и загрязнении номерных знаков. Невозможность идентификации транспортного средства в таких условиях будет снимать ответственность с грузоперевозчика, допустившего нарушение.

Известна автоматическая система весового контроля транспортного средства с автоматической системой сбора с грузоперевозчика компенсаций за наносисый автомобильным дорогам ущерб, содержащая компьютер, соединенные с ним по каналам связи через приемопередающее устройство блок видеонаблюдения и фотофиксации, блок весового контроля и приемопередающее устройство малого радиуса, образующие пост весового контроля, и находящийся у грузоперевозчика радиочастотный идентификатор, содержащий его индивидуальный номер. Компьютер содержит базу данных владельцев транспортных средств и индивидуальных номеров и лицевых счетов грузоперевозчиков и выполнен с возможностью расчета компенсации за превышение транспортным средством весовых параметров, списания денежных средств с лицевого счета грузоперевозчика и информирования его об этом списании (патент RU 2407995, опубл. 27.12.2010 г.).

В приведенной системе улучшены недостатки предыдущей, а именно, автоматизирован процесс сбора компенсации с грузоперевозчика, допустившего превышение весовых параметров транспортного средства, а взвешивание транспортного средства осуществлено во время его движения.

Однако использование в ней для опознания транспортного средства блока видеонаблюдения и фотофиксации также не обеспечивает надежной и качественной работы системы при плохих погодных условиях, задымленности и загрязнении номерных знаков.

Система, приведенная последней, является наиболее близким решением по технической сущности.

Задачей настоящей полезной модели является повышение надежности и улучшение удобства эксплуатации системы.

Эта задача решается таким образом, что автоматическая система сбора с грузоперевозчика компенсаций за наносимый автомобильным дорогам ущерб, включающая компьютер, содержащий базу данных владельцев транспортных средств и индивидуальных номеров и лицевых счетов грузоперевозчиков, выполненный с возможностью расчета компенсации за превышение транспортным средством весовых параметров, списания денежных средств с лицевого счета грузоперевозчика и информирования его об этом списании, соединенный с ним по каналам связи через приемопередающее устройство пост весового контроля, включающий блок весового контроля и приемопередающее устройство, и радиочастотный идентификатор, содержащий индивидуальный номер грузоперевозчика, согласно полезной модели последний дополнительно содержит данные о государственном номере транспортного средства и его владельце, а приемопередающее устройство поста весового контроля выполнено с возможностью считывания этих данных.

В предлагаемом техническом решении радиочастотный идентификатор дополнительно содержит данные о государственном номере транспортного средства и его владельце, а приемопередающее устройство поста весового контроля выполнено с возможностью считывания этих данных.

Такое схемное решение обеспечивает качественное распознавание транспортного средства, допустившего превышение весовых параметров, даже в условиях нулевой видимости. Радиочастотный идентификатор с ЧИП-кодом обладает функцией радиометки о государственном номере транспортного средства и его владельце, а приемопередающее устройство поста весового контроля вне зависимости от качества видимости считывает эти данные во время прохождения транспортного средства в зоне его действия и передает их на компьютер.

Радиочастотный идентификатор может быть выполнен в виде брелока, пластиковой карты или совмещен с мобильным телефоном или наушником или другим средством связи.

Система может содержать блок видеонаблюдения и фотофиксации для опознания транспортного средства грузоперевозчика, не имеющего радиочастотного идентификатора.

Для удобства зачисления платежей система может содержать расположенные на автомобильной трассе блоки платежных терминалов, соединенные по каналам связи с компьютером. Грузоперевозчик имеет возможность во время движения по трассе зачислять деньги через терминалы системы на свои лицевые счета.

Заявителю неизвестно использование в науке и технике отличительных признаков автоматической системы сбора с грузоперевозчика компенсаций за наносимый автомобильным дорогам ущерб с достижением указанного технического результата.

На фиг. представлена функциональная блок-схема автоматической системы сбора с грузоперевозчика компенсаций за наносимый автомобильным дорогам ущерб.

Система содержит компьютер 1 контрольного пункта и соединенные с ним по каналам связи через приемопередающее устройство 2, блок весового контроля 3, включающий автомобильные весы (на фиг. не показаны) и приемопередающее устройство 4, выполненное в виде беспроводного устройства «Bluetooth», образующие пост весового контроля. Радиочастотный идентификатор 5 со встроенным ЧИП-кодом, находящийся у грузоперевозчика, содержит его индивидуальный номер и данные о государственном номере транспортного средства и его владельце. Компьютер 1 содержит базу данных владельцев транспортных средств и базу индивидуальных номеров и лицевых счетов грузоперевозчиков и выполнен с возможностью расчета компенсации за превышение транспортным средством весовых параметров, списания денежных средств с лицевого счета грузоперевозчика за допущенное нарушение и информирования его об этом списании. Приемопередающее устройство поста весового контроля 4 выполнено с возможностью считывания данных с радиочастотного идентификатора 5. Радиочастотный идентификатор 5 со встроенным ЧИП-кодом совмещен с мобильным телефоном 6 грузоперевозчика. Пост весового контроля содержит блок видеонаблюдения и фотофиксации 7, соединенный через приемопередающее устройство 2 с компьютером 1. Блоки платежных терминалов 8 соединены по каналам связи с компьютером 1, который выполнен с возможностью напрямую зачислять платежи на лицевые счета грузоперевозчиков.

Система работает следующим образом.

При прохождении транспортного средства через пост весового контроля блок весового контроля 3 определяет вес транспортного средства в динамике. Приемопередающее устройство поста весового контроля 4 производит автоматическое опознание радиочастотного идентификатора 5 и по нему определяет индивидуальный номер грузоперевозчика, государственный номер транспортного средства и его владельца.

При превышении транспортным средством весовых параметров информация об индивидуальном номере грузоперевозчика, государственном номере транспортного средства, его владельце и результатах взвешивания передается по каналам связи через приемопередающее устройство 2 на компьютер 1 контрольного пункта. Компьютер производит расчет компенсации за нанесенный автомобильным дорогам ущерб, сравнивает индивидуальный номер грузоперевозчика с его индивидуальным номером, занесенным в компьютер, сопоставляет его с лицевым счетом, после чего осуществляет списание с лицевого счета денежных средств.

После осуществления списания компьютер информирует грузоперевозчика, например, при помощи SMS-сообщения, поступающего на мобильный телефон 6 грузоперевозчика о сумме списания и остатке денежных средств на его лицевом счете.

При отсутствии у грузоперевозчика радиочастотного идентификатора 5 компьютер 1 по информации о государственном номере транспортного средства, поступающей от блока видеонаблюдения и фотофиксации 7, определяет владельца транспортного средства, выписывает ему платежное требование об оплате компенсации и информирует ГБДД о нарушении им правил дорожного движения.

Лицевой счет грузоперевозчика может быть открыт с присвоением индивидуального номера грузоперевозчика и пополнен через любую платежную систему, например, банк, терминал, банкомат и т.д. При отсутствии денежных средств на лицевом счету грузоперевозчика он может осуществлять платежи через расположенные на трассе блоки платежных терминалов 8, соединенные по каналам связи с компьютером 1, который выполнен с возможностью напрямую зачислять платежи на лицевые счета грузоперевозчиков.

Предлагаемая система позволяет качественно и надежно отслеживать на трассе нарушителей весовых параметров и в автоматическом режиме осуществлять сбор компенсаций за наносимый автомобильным дорогам ущерб.

1. Автоматическая система сбора с грузоперевозчика компенсаций за наносимый автомобильным дорогам ущерб, включающая компьютер, содержащий базу данных владельцев транспортных средств и индивидуальных номеров и лицевых счетов грузоперевозчиков, выполненный с возможностью расчета компенсации за превышение транспортным средством весовых параметров, списания денежных средств с лицевого счета грузоперевозчика и информирования его об этом списании, соединенный с ним по каналам связи через приемопередающее устройство пост весового контроля, включающий блок весового контроля и приемопередающее устройство, и радиочастотный идентификатор, содержащий индивидуальный номер грузоперевозчика, отличающаяся тем, что последний дополнительно содержит данные о государственном номере транспортного средства и его владельце, а приемопередающее устройство поста весового контроля выполнено с возможностью считывания этих данных.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что радиочастотный идентификатор выполнен в виде брелока, пластиковой карты или совмещен с мобильным телефоном или наушником.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит блок видеонаблюдения и фотофиксации, соединенный по каналам связи через приемопередающее устройство с компьютером.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит блоки платежных терминалов, соединенные по каналам связи с компьютером, при этом последний выполнен с возможностью напрямую зачислять платежи на лицевые счета грузоперевозчиков.



 

Наверх