Подвижные мишени для обучения и тренировок стрельбе из боевого стрелкового оружия (варианты)

 

Полезная модель относится к области строительства специализированных, снабженных современным оборудованием стрельбищ, предназначенных для универсальной снайперской подготовки военнослужащих вооруженных сил РФ, войск МВД, спецслужб и МЧС. Техническим результатом предложенных вариантов комплекса учебных мест для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия является: - создание изолированного учебного места, оснащенного тренировочными элементами, необходимыми для отработки тактики ведения огня из снайперской винтовки в непредсказуемой ситуации, в наступательном бою с выполнением выстрела по движущимся целям с упреждением и выносом точки прицеливания; - повышение пропускной способности учебных мест комплекса. В комплексе учебных мест для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, содержащем стрелковую зону, выполненную в виде открытого тира и разделенную земляными валами на отдельные, примыкающие вплотную друг к другу учебные места, содержащие огневые рубежи, с которых производится стрельба, расположенные вдоль общей прямой линии, и мишени, удаленные от огневых рубежей на различные дистанции, а также зону для перемещения персонала с одного учебного места на другое, расположенную параллельно прямой линии огневых рубежей, согласно первого варианта полезной модели учебное место, линия расположения мишени которого максимально удалена от общей линии огневых рубежей, поделено по длине земляным валом на два изолированных участка, один из которых предназначен для обучения тактике ведения огня и оборудован подвижными относительно линии огневых рубежей мишенями, имеющими возможность управляемого перемещения, причем траектория перемещения каждой последующей мишени этого участка удалена от общей линии огневых рубежей на дистанцию, большую по сравнению с дистанцией траектории перемещения каждой предыдущей мишени. В комплексе учебных мест для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, содержащем стрелковую зону, выполненную в виде открытого тира и разделенную земляными валами на отдельные, примыкающие вплотную друг к другу учебные места, содержащие огневые рубежи, с которых производится стрельба, расположенные вдоль общей прямой линии, и мишени, удаленные от огневых рубежей на различные дистанции, а также зону для перемещения персонала с одного учебного места на другое, расположенную параллельно прямой линии огневых рубежей, согласно второго варианта полезной модели, учебное место, линия расположения мишени которого максимально удалена от общей линии огневых рубежей, поделено по длине земляным валом на два изолированных участка, один из которых предназначен для обучения тактике ведения огня и оборудован подвижными относительно линии огневых рубежей мишенями, имеющими возможность управляемого перемещения, со стороны участка, предназначенного для обучения тактике ведения огня дополнительно расположены два учебных места, разделенные земляным валом, причем линия расположения мишени крайнего учебного места удалена от общей линии огневых рубежей на дистанцию, меньшую по сравнению с дистанцией мишени последующего места.

Полезная модель относится к области строительства специализированных, снабженных современным оборудованием стрельбищ, предназначенных для универсальной снайперской подготовки военнослужащих вооруженных сил РФ, войск МВД, спецслужб и МЧС.

Известно учебное место войскового стрельбища, содержащее стрелковую зону, выполненную в виде открытого тира, снабженного огневыми рубежами, с которых производятся выстрелы, и спортивными мишенями, удаленными от огневых рубежей на дистанцию 100 м, а также зону для перемещения персонала и чистки оружия, расположенную параллельно прямой линии огневых рубежей (см. статью: Как научить метко стрелять, авторов Деревянко Л., Мишуков А., в журнале "Военный вестник", 1988 г., 3, стр.66 и 67). Учебное место войскового стрельбища предназначено для проведения поэтапной тренировки стрелков и содержит спортивные мишени, расположенные на дистанции 100 м от линии огневых рубежей. Техническое оснащение известного учебного места не позволяет варьировать дистанции, типы мишеней, виды оружия, оперативно менять его технические характеристики, а следовательно, характеристики процесса производства прицельного выстрела.

Наиболее близким к предлагаемым вариантам подвижных мишеней для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по сущности и достигаемому результату являются, выбранные в качестве прототипа, подвижные мишени, применяемые в установке движущихся мишеней(см. патент RU 85224, пункт 14 формулы на полезную модель).

Установка движущихся мишеней состоит из одной или нескольких тележек с размещенными на них одной или более мишенных установок с держателями мишеней, с установленными в них одной или несколькими мишенями (целями), а также - приводы, соединенные соответственно с одной или несколькими тележками или салазками, источники тока и линии связи, соединенных соответственно с приводами и мишенными установками.

Подвижные мишени известной установки не рассчитаны на тренировку стрелков по движущимся целям из снайперской винтовки в непредсказуемой ситуации боя и наступательном бою, и, следовательно, не обеспечат формирование навыков производства точных выстрелов, т.к. не содержат необходимых тренировочных элементов, позволяющих осваивать умение выполнять выстрел по движущимся целям с упреждением и выносом точки прицеливания.

Недостатком прототипа является отсутствие необходимых тренировочных элементов для эффективной отработки тактики ведения огня в непредсказуемой ситуации боя, в наступательном бою и обеспечивающих выполнение выстрелов по движущимся целям с упреждением и выносом точки прицеливания.

Задачей предложенных вариантов полезной модели является создание тренировочных элементов для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по движущимся целям, необходимых для поэтапного освоения и тренировки умений в производстве прицельного выстрела из снайперской винтовки с последующей отработкой тактики ведения огня в непредсказуемой ситуации, в наступательном бою.

Техническим результатом предложенных вариантов полезной модели является устранение недостатков прототипа, а именно повышение эффективности обучения стрельбе из стрелкового оружия по движущимся целям путем отработки тактики ведения огня из снайперской винтовки в непредсказуемой ситуации, в наступательном бою с упреждением и выносом точки прицеливания.

Технический результат достигается следующими решениями, объединенными общим изобретательским замыслом.

В подвижных мишенях для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, удаленных от огневых рубежей на различные дистанции, согласно первого варианта полезной модели, траектория перемещения каждой последующей мишени удалена от общей линии огневых рубежей на дистанцию, большую, по сравнении с дистанцией траектории перемещения каждой предыдущей мишени.

Подвижные мишени размещены на тележках, установленных на узкоколейных рельсовых путях, расположенных на различных дистанциях от линии огневых рубежей.

По меньшей мере, одна из подвижных мишеней может быть установлена на тележке, передвигающейся по узкоколейному рельсовому пути, расположенному параллельно линии огневых рубежей.

По меньшей мере, одна из подвижных мишеней может быть установлена на тележке, передвигающейся по узкоколейному рельсовому пути, расположенному под углом к линии огневых рубежей.

По меньшей мере, один узкоколейный рельсовый путь для перемещения по нему тележки с мишенью удален от линии огневых рубежей на дистанцию эффективного огня от 300 до 600 метров.

По меньшей мере, один узкоколейный рельсовый путь для перемещения по нему тележки с мишенью удален от линии огневых рубежей на дистанцию от 600 до 1000 метров.

Подвижные мишени снабжены приводом и выполнены фигурными.

На линии огневого рубежа, предназначенного для обучения тактике ведения огня, расположен операторский пункт с пультом управления, связанный с приводом мишеней.

Каждая фигурная мишень имеет подъемник, управляемый оператором с пульта.

Подвижные мишени расположены на учебном участке, предназначенном для обучения тактике ведения огня, разделенном по длине земляным валом на две смежные изолированные учебные зоны, крайняя из которых оборудована фотоэлементами, выдающими сигнал о начале движения стрелка в сторону мишеней.

В подвижных мишенях для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, удаленных от огневых рубежей на различные дистанции, согласно второго варианта полезной модели, линия расположенных мишеней, предназначенных для обучения ведения тактике ведения огня, удалена от общей линии огневых рубежей на дистанцию, меньшую по сравнению с дистанцией последующей мишени.

Подвижные мишени размещены на тележках, установленных на узкоколейных рельсовых путях, расположенных на различных дистанциях от линии огневых рубежей.

По меньшей мере, одна подвижная мишень удалена от линии огневых рубежей на дистанцию до 300 м.

По меньшей мере, одна подвижная мишень удалена от линии огневых рубежей на дистанцию до 600 м.

По меньшей мере, один узкоколейный рельсовый путь, проложен на дистанции до 300 м от линии огневых рубежей для перемещения по нему тележки с установленной на ней подвижной мишенью.

По меньшей мере, один узкоколейный рельсовый путь, проложен на дистанции до 600 м от линии огневых рубежей для перемещения по нему тележки с установленной на ней подвижной мишенью.

Подвижные мишени снабжены приводом и выполнены фигурными.

На линии огневого рубежа, предназначенного для обучения тактике ведения огня, расположен операторский пункт с пультом управления, связанный с приводом мишеней.

Каждая фигурная мишень имеет подъемник, управляемый оператором с пульта.

Подвижные мишени расположены на учебном участке, предназначенном для обучения тактике ведения огня, разделенном земляным валом на две смежные изолированные учебные зоны.

В начале тренировочного процесса результаты на точность из снайперской винтовки по движущимся целям эффективны не у всех стрелков, поэтому некоторым из них требуется переход на предыдущий участок для дополнительной тренировки меткости выстрелов из снайперской винтовки по спортивным мишеням.

Удаление траектории перемещения каждой последующей мишени от общей линии огневых рубежей на дистанцию, большую, по сравнении с дистанцией траектории перемещения каждой предыдущей мишени (первый вариант) позволяет группе стрелков (обычно, это группа из 20 одновременно обучаемых человек) вести обучение метким выстрелам из снайперской винтовки по движущимся целям, максимально удаленным от общей линии огневых рубежей (до 1000 м) или возвращаться на предыдущий участок для дополнительной тренировки меткости выстрелов из снайперской винтовки по спортивным мишеням.

Выполнение мишеней подвижными и имеющими возможность их управляемого перемещения относительно линии огневых рубежей по разным траекториям и на разных дистанциях с помощью приводных тележек, установленных на узкоколейных рельсовых путях, расположенных на различных дистанциях от линии огневых рубежей, например, на дистанциях эффективного огня: от 300 до 600 метров, или на максимальных дистанциях от 600 до 1000 метров позволяет формировать у стрелков навыки метких выстрелов по целям с упреждением и выносом точки прицеливания.

Установка мишени на приводной тележке, передвигающейся по узкоколейному рельсовому пути, расположенному параллельно линии огневых рубежей или расположенному под углом к линии огневых рубежей обеспечивает многообразие траекторий мишеней-целей, что позволяет овладевать навыками метких выстрелов по движущимся целям в непредсказуемой ситуации, в наступательном бою.

Однако результаты на точность из снайперской винтовки по движущимся целям на различных дистанциях (от 300 м до 1000 м) не всегда эффективны и требуется раздельная тренировка меткости выстрелов на дистанциях: до 600 м и до 300 м. Поэтому удаление линии расположения мишеней, предназначенных для обучения ведения тактике ведения огня (второй вариант), от общей линии огневых рубежей на дистанцию, меньшую по сравнению с дистанцией последующей мишени, позволяет вести тренировку по движущимся целям раздельно (поэтапно) и быстро и при необходимости, перемещаться на нужный участок.

Сущность заявляемой полезной модели поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен комплекс учебных мест, оснащенных подвижными мишенями, по первому варианту выполнения, вид сверху.

На фиг.2 изображен комплекс учебных мест, оснащенных подвижными мишенями, по первому варианту, содержащий учебный участок, предназначенный для обучения тактике ведения огня, разделенный по длине земляным валом на две смежные изолированные учебные зоны, вид сверху.

На фиг.3 изображен комплекс учебных мест, оснащенных подвижными мишенями, по второму варианту выполнения, вид сверху.

На фиг.4 изображен комплекс учебных мест, оснащенных подвижными мишенями, по второму варианту выполнения, в котором учебные места, расположенные со стороны участка, предназначенного для обучения тактике ведения огня, разделены земляным валом на два дополнительных участка, вид сверху.

Комплекс содержит стрелковую зону (первый вариант) в виде открытого тира, разделенную земляными валами 18 на отдельные, примыкающие вплотную друг к другу учебные места 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 (фиг.1).

Огневой рубеж 13 представляет собой заасфальтированную, либо забетонированную площадку шириной не менее четырех метров и длиной

на всю ширину учебного места. Огневые рубежи 13, с которых производится стрельба, расположены вдоль общей прямой линии. Спортивные мишени 10, 11, 12, 14 удалены от огневых рубежей 13 на различные дистанции.

Комплекс содержит зону 15 для перемещения персонала с одного учебного места 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 на другое, расположенную параллельно прямой линии огневых рубежей 13. Учебное место 7, линия расположения мишени которого максимально удалена (до 1000 м) от общей линии огневых рубежей 13, поделено по длине земляным валом 18 на два изолированных участка 8 и 9. Участок 9 предназначен для обучения тактике ведения огня и оборудован подвижными относительно линии огневых рубежей 13 мишенями 11, 12, 14, связанными с пультом управления операторского пункта 19 (предусмотрено автоматизированное дистанционное управление). Траектория перемещения каждой из последующих мишеней 11, 12, 14 участка 9 удалена от общей линии огневых рубежей 13 на дистанцию, большую по сравнению с дистанцией траектории перемещения каждой из предыдущих мишеней.

Подвижные мишени 11, 12, 14 размещены на тележках 16, установленных на узкоколейных рельсовых путях 17, расположенных на различных дистанциях от линии огневых рубежей 13: до 300 м или до 600 м или до 1000 м.

Подвижная мишень 12 установлена на тележке 16, передвигающейся по узкоколейному рельсовому пути 17, расположенному параллельно линии огневых рубежей 13 на дистанции до 600 м.

По меньшей мере, одна из подвижных мишеней 11; 14 установлена на тележке 16, передвигающейся по узкоколейному рельсовому пути 17, расположенному под углом к линии огневых рубежей 13 на дистанции до 300 или на дистанции до 1000 м.

По меньшей мере, один узкоколейный рельсовый путь 17 для перемещения по нему тележки 16 с мишенью 11, 12 удален от линии огневых рубежей 13 на дистанцию эффективного огня: от 300 до 600 метров.

По меньшей мере, один узкоколейный рельсовый путь 17 для перемещения по нему тележки 16 с мишенью 11, 14 удален от линии огневых рубежей 13 на дистанцию от 300 до 1000 метров.

Подвижные мишени 11, 12, 14 снабжены приводом (привод на чертежах не обозначен) и выполнены фигурными.

Каждая фигурная мишень 11, 12, 14 имеет подъемник (на чертеже не показан), связанный с пультом управления операторского пункта 19.

На линии мишеней 11, 12, 14 смонтирована передающая телекамера (на чертежах не указана) в гермокожухе с телевизионным монитором на линии огневых рубежей для воспроизведения на экране изображения мишени и результата стрельбы.

На фиг.2 показан учебный участок 9, предназначенный для обучения тактике ведения огня, разделенный по длине земляным валом 18 на две смежные изолированные учебные зоны 20, 21, крайняя 21 из которых оборудована фотоэлементами 22, вырабатывающими сигнал на пульт управления о начале движения стрелка вперед к мишеням.

Комплекс по второму варианту выполнения содержит стрелковую зону, выполненную в виде открытого тира и разделенную земляными валами 18 на отдельные, примыкающие вплотную друг к другу учебные места 1-7 (см. фиг.3). Огневые рубежи 13, с которых производится стрельба, расположены вдоль общей прямой линии. Спортивные мишени 10, 11, 12, 14 удалены от огневых рубежей 13 на различные дистанции.

Комплекс содержит зону 15 для перемещения персонала с одного учебного места (1-7) на другое, расположенную параллельно прямой линии огневых рубежей 13.

Учебное место 7, линия расположения мишени 10 которого максимально удалена от общей линии огневых рубежей (до 1000 м), поделено по длине земляным валом 18 на два изолированных участка 8 и 9. Участок 9 предназначен для обучения тактике ведения огня и оборудован подвижными относительно линии огневых рубежей 13 мишенями 11, 12, 14, имеющими возможность их управляемого перемещения. На линии огневого рубежа 13 учебного участка 9 расположен операторский пункт 19 с пультом управления, связанный с приводом мишеней 11, 12, 14 (автоматизированное дистанционное управление).

Участок 9 может быть выполнен в виде смежных изолированных учебных зон 20 и 21. Учебная зона 21 (крайняя) оборудована фотоэлементами 22, вырабатывающими сигнал на пульт управления о начале движения стрелка вперед к мишеням 12.

По второму варианту выполнения со стороны участка 9 дополнительно расположены два учебных места 23, 24, разделенные земляным валом 18. Линия расположения мишени 11 крайнего учебного места 24 удалена от общей линии огневых рубежей 13 на дистанцию (до 300 м), меньшую по сравнению с дистанцией (до 600 м) мишени 11 последующего места 23. Учебное место 23, расположенное со стороны участка 9, предназначенного для обучения тактике ведения огня, содержит узкоколейные рельсовые пути 17, проложенные на дистанции до 600 метров от линии огневых рубежей 13 для перемещения по ним тележек 16 с установленными на них подвижными мишенями 11. На линии огневого рубежа 13 учебного участка, предназначенного для обучения тактике ведения огня, расположен операторский пункт 19 с пультом управления, связанный с приводом мишеней.

Перемещением мишеней-целей обеспечивают возможность стрелкам выполнять выстрелы с упреждениями для поражения цели. Для перемещения мишеней на пульте управления пункта 19 участка 9 дистанционно включают или отключают привод тележек 16, перемещая их вместе с соответствующими мишенями 11, 12, 14 по траекториям путей 17 на дистанциях от 300 до 1000 м. С пульта управления дистанционно включают или отключают подъемники фигурных мишеней 11, 12, 14.

Если результаты на точность из снайперской винтовки по движущимся целям на участке 9 не эффективны, то стрелки переходят на предыдущий участок 8 для дополнительной тренировки меткости выстрелов из снайперской винтовки по спортивным (не подвижным относительно линии огневых рубежей) мишеням 10.

Подвижные мишени комплекса учебных мест найдет широкое применение при подготовке стрелков снайперской стрельбе из пистолета, винтовок, карабинов, автоматов и пулеметов.

1. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, удаленные от огневых рубежей на различные дистанции, отличающиеся тем, что траектория перемещения каждой последующей мишени удалена от общей линии огневых рубежей на дистанцию, большую по сравнении с дистанцией траектории перемещения каждой предыдущей мишени.

2. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.1, отличающиеся тем, что они размещены на тележках, установленных на узкоколейных рельсовых путях, расположенных на различных дистанциях от линии огневых рубежей.

3. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.1, отличающиеся тем, что, по меньшей мере, одна из подвижных мишеней установлена на тележке, передвигающейся по узкоколейному рельсовому пути, расположенному параллельно линии огневых рубежей.

4. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.1, отличающиеся тем, что, по меньшей мере, одна из подвижных мишеней установлена на тележке, передвигающейся по узкоколейному рельсовому пути, расположенному под углом к линии огневых рубежей.

5. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.2, отличающиеся тем, что, по меньшей мере, один узкоколейный рельсовый путь для перемещения по нему тележки с мишенью удален от линии огневых рубежей на дистанцию эффективного огня от 300 до 600 м.

6. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.2, отличающиеся тем, что, по меньшей мере, один узкоколейный рельсовый путь для перемещения по нему тележки с мишенью удален от линии огневых рубежей на дистанцию от 600 до 1000 м.

7. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.1, отличающиеся тем, что они снабжены приводом и выполнены фигурными.

8. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.1, отличающиеся тем, что на линии огневого рубежа учебного участка, предназначенного для обучения тактике ведения огня, расположен операторский пункт с пультом управления, связанный с приводом мишеней.

9. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.7, отличающиеся тем, что каждая фигурная мишень имеет подъемник, управляемый оператором с пульта.

10. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.1, отличающиеся тем, что расположены на учебном участке, предназначенном для обучения тактике ведения огня по подвижным мишеням, разделенном по длине земляным валом на две смежные изолированные учебные зоны, крайняя из которых оборудована фотоэлементами, выдающими сигнал на пульт управления о начале движения стрелка в сторону мишеней.

11. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия, удаленные от огневых рубежей на различные дистанции, отличающиеся тем, что линия расположения мишеней, предназначенных для обучения ведения тактике ведения огня, удалена от общей линии огневых рубежей на дистанцию, меньшую по сравнению с дистанцией последующей мишени.

12. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.11, отличающиеся тем, что подвижные мишени размещены на тележках, установленных на узкоколейных рельсовых путях, расположенных на различных дистанциях от линии огневых рубежей.

13. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.11, отличающиеся тем, что, по меньшей мере, одна подвижная мишень удалена от линии огневых рубежей на дистанцию до 300 м.

14. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.11, отличающиеся тем, что, по меньшей мере, одна подвижная мишень удалена от линии огневых рубежей на дистанцию до 600 м.

15. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.12, отличающиеся тем, что учебное место, расположенное со стороны участка, предназначенного для обучения тактике ведения огня, содержит по меньший мере один узкоколейный рельсовый путь, проложенный на дистанции до 300 м от линии огневых рубежей для перемещения по нему тележки с установленной на ней подвижной мишенью.

16. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.12, отличающиеся тем, что учебное место, расположенное со стороны участка, предназначенного для обучения тактике ведения огня, содержит по меньший мере один узкоколейный рельсовый путь, проложенный на дистанции до 600 м от линии огневых рубежей для перемещения по нему тележки с установленной на ней подвижной мишенью.

17. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.11, отличающиеся тем, что подвижные мишени снабжены приводом и выполнены фигурными.

18. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.11, отличающиеся тем, что на линии огневого рубежа учебного участка, предназначенного для обучения тактике ведения огня, расположен операторский пункт с пультом управления, связанный с приводом мишеней.

19. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.17, отличающиеся тем, что каждая фигурная мишень имеет подъемник, управляемый оператором с пульта.

20. Подвижные мишени для обучения производству стрельбы из стрелкового оружия по п.11, отличающиеся тем, что расположены на учебном участке, предназначенном для обучения тактике ведения огня, разделенном по длине земляным валом на две смежные изолированные учебные зоны.



 

Наверх