Судно на воздушной подушке с гусеничным движителем

 

Полезная модель СВП с гусеницами облегченного типа относится к транспортным средствам, которые могут успешно эксплуатироваться в Арктической зоне Российской Федерации в условиях бездорожья, на воде, на суше, болотистой местности, в тундре и лесотундре, над снежной и ледовой гладкой поверхностью, в условиях ледохода и ледостава.

Технически достижимый результат - создание на основе СВП современного транспортного средства (ТС) для АЗРС с повышенными возможностями маневренности и проходимости в стесненных условиях городской застройки, горной и пересеченной местности.

Это достигается тем, что наличие дополнительного гусеничного движителя с гидравлическим приводом позволяет осуществлять свободное маневрирование в условиях городской и промышленной инфраструктуры, преодолевать более высокие препятствия, а также делает судно экологически безопасным при движении по суше, так как в отличие от СВП, снабженных колесами, практически не разрушает почвенно-растительный слой Арктики.

Полезная модель относится к области создания транспортных средств высокой проходимости, а именно к конструированию судов на воздушной подушке (СВП), которые могут успешно применяться в Арктической зоне Российской Федерации для решения задач по проведению аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ, работ по линии государственного и технического надзора в прибрежной зоне, на акваториях территориальных морей и внутренних водоемов в условиях слабо развитой дорожной сети или полного бездорожья, когда другие виды транспорта по тем или иным условиям не могут быть применены.

СВП способно двигаться с большой скоростью и над водой, и над твердой поверхностью, на так называемой воздушной подушке, образованной нагнетательным под днище воздухом.

Основным преимуществом судов на воздушной подушке является способность передвигаться по различным поверхностям: по воде, снегу, льду, в условиях мелководья, ледостава и ледохода, в труднодоступной и болотистой местности, где использование других транспортных средств практически невозможно. Кроме того, СВП могут останавливаться в любом пункте этих неосвоенных местностей и выходить из воды на необорудованный пологий (с уклоном до 30°) берег. СВП отличаются хорошей маневренностью и способностью развивать высокие скорости. Благодаря минимальному давлению на грунт (0,01 атм) судно экологически безопасно для водонасыщенных грунтов малой плотности, включая зоны вечной мерзлоты и мелководные рыбные нерестилища.

Вместе с тем, судам на воздушной подушке присущ и ряд недостатков. На применяемость СВП оказывают влияние инфраструктурные условия; объекты инфраструктуры (здания, сооружения, резкие повороты улиц) затрудняют движение СВП с мощной силовой установкой, затрудняется его маневренность, снижается скорость движения. Применение СВП в городской (поселковой) среде, на промышленном объекте создает дискомфортные условия для жителей шумом газо-турбинной силовой установки самолетного типа. Характер и количество возможных потенциально-опасных промышленных объектов ограничивают эффективность применения СВП через возможно-поражающие факторы возможных техногенных ЧС (радиационные, термические, химические и пр.) Факторы специальных сред (зон завалов, торосов льда, кирпичных, железобетонных и других обломков) снижают маневренность и эффективность судов на воздушной подушке. В случае применения на СВЧ колесных, лыжных или иных движителей наносят серьезные повреждения хрупкому почвенно-растительному покрову земной поверхности, так как следы остаются на долгие годы.

Наиболее близким техническим решением по технической сущности и достигаемому результату является судно на воздушной подушке с колесными движителями по патенту США 3786893 от 22.01.1974 г. Наличие механизма, позволяющего по мере необходимости осуществлять сцепление колес с поверхностью, а также приводить их в действие независимо друг от друга в одном или противоположных направлениях или осуществлять селективное торможение, позволяет СВП поступательно продвигаться по наклонным поверхностям и выполнять рулевое управление во время маневров на земле или водной поверхности. Основным недостатком прототипа является низкая маневренность и ограниченные возможности преодоления высоких преград, например, торосов.

Технически достижимый результат предлагаемой полезной модели - создание на основе СВП современного транспортного средства (ТС) для АЗРС с повышенными возможностями маневренности и проходимости в стесненных условиях городской застройки, горной и пересеченной местности. Особенностью ТС является способность нормально перемещаться в условиях городской (поселковой, промышленной) инфраструктуры и бездорожья на гусеничном движителе, не нарушая привычного ритма жизни и трудовой деятельности людей.

Это достигается тем, что амфибийное судно на воздушной подушке, включающее кузов, усиленный ребрами жесткости, механизм, создающий эффект воздушной подушки, содержит в качестве движителя гусеничную систему в виде двух гусениц, установленных в нишах, выполненных в днище корпуса. Переход в режим работы гусениц осуществляется путем включения через систему отбора мощностей гидронасоса 4, который приводит в действие телескопические гидроцилиндры 3, опускающие раму ходовой части 2. При этом вентиляторы 5 прекращают нагнетать воздух под днище СВП. Ходовое гидравлическое оборудование состоит из рамы ходовой части, поддерживающих катков, опорных катков 7, трубопроводов 8, гидродвигателей 4, гусеничных лент 9, ведущего колеса 6 и натяжного колеса 10. Движение гусеничных ленты осуществляется за счет гидропривода, работающего от гидронасоса.

Конструкция предлагаемого технического решения поясняется на чертежах. На фиг.1а представлено СВП, у которого гусеничный движитель находится в поджатом положении, в днище корпуса, при этом работает система воздушной подушки. На фиг.1б приводится вариант использования гусениц. На фиг.2 изображено схематическое расположение гидромотора, гидроцилиндров и гидроканалов.

Предлагаемый гусеничный движитель 1 работает следующим образом. Рама гусеницы 2 крепится к днищу СВП телескопическими крепежами 3 и гидравлическими цилиндрами, которые обеспечивают переход ТС из режима работы воздушной подушки в режим работы гусениц. В центре рамы располагается гидромотор 4, который по каналам гидропривода обеспечивает работу ведущих колес, приводящих в движение гусеницу.

Предлагаемая полезная модель амфибийного судна на воздушной подушке с гусеничным движителем позволяет обеспечить повышенную маневренность и проходимость в стесненных условиях городской (поселковой, промышленной) инфраструктуры, горной и пересеченной местности, бездорожья, а также в отличие от СВП, снабженных колесами, позволит минимизировать разрушающее воздействие на почвенно-растительный слой тундры и лесотундры.

Транспортное средство - амфибийное судно на воздушной подушке, содержащее корпус с гибким ограждением воздушной подушки, включающим боковые скеги, передний и задний гибкие элементы, и с жесткими бортами и днищем, двигатель, движительную и нагнетательную установки с механизмом их привода и системой управления, отличающееся тем, что для повышения маневренности и проходимости в стесненных условиях городской застройки, горной и пересеченной местности транспортное средство оснащается гусеничным движителем в виде двух гусениц, установленных в выполненных в днище корпуса нишах и имеющих гидравлический привод.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидравлическим цилиндрам для динамических электрогидравлических испытательных стендов

Изобретение относится к системам оказания дополнительных услуг абонентам сотовой мобильной связи, а именно, к системам, позволяющим предоставлять путешествующим абонентам услуги отслеживания, по их желанию, их перемещений между зонами обслуживания сетей сотовой подвижной связи (СПС) и уведомлению третьих лиц о таких перемещениях
Наверх