Реактивный комплекс (варианты)

 

Полезная модель относится к реактивным управляемым снарядам, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) и устройствам для пуска. В вариантах пускового комплекса, включающих контрольно-пусковую аппаратуру с пультом управления, беспилотный летательный аппарат и пусковую установку с направляющими, расположенными под углом к горизонту, двигатель (стартовый двигатель твердого топлива и маршевый воздушно-реактивный двигатель) и система управления беспилотного летательного аппарата выполнены с возможностью работы на участке разгона в положении, повернутом на 180 градусов вокруг продольной оси беспилотного летательного аппарата, относительно нормального полетного положения. Технический результат заключается в облегчении и ускорении работы по подготовке к пуску БПЛА, обеспечении возможности пуска БПЛА с двигателем, закрепленным в нижней части фюзеляжа без увеличения массы пусковой установки, с минимальными динамическими нагрузками на БПЛА при развороте.

Полезная модель относится к реактивным управляемым снарядам, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) и устройствам для пуска.

Известен реактивный комплекс - самоходная пусковая установка БПЛА, полезная модель РФ, патент 85622, принятый за прототип, включающий контрольно-пусковую аппаратуру с пультом управления, беспилотный летательный аппарат и пусковую установку с направляющими, расположенными под углом к горизонту, и устройством крепления и расфиксации крепления беспилотного летательного аппарата, который снабжен устройством взаимодействия с направляющими, содержит двигатель, и систему управления, сообщенную электрожгутом с пультом управления. Кроме того, для управляемого полета в атмосфере БПЛА снабжается управляемыми аэродинамическими поверхностями с приводами, а система управления сообщается электрожгутами с приводами аэродинамических поверхностей и двигателем.

Известен вариант реактивного комплекса - береговой ракетный комплекс «Редут» (энциклопедия XXI век, «Оружие и технологии России», том III, «Вооружение военно-морского флота», издательский дом «Оружие и технологии», Москва, 2001, стр.97-102), включающий контрольно-пусковую аппаратуру с пультом управления, беспилотный летательный аппарат и пусковую установку с направляющими, расположенными под углом к горизонту, и устройством крепления и расфиксации крепления беспилотного летательного аппарата, который снабжен устройством взаимодействия с направляющими и содержит стартовый реактивный двигатель твердого топлива с устройством его отделения и маршевый воздушно-реактивный двигатель, аэродинамические поверхности управления полетом с приводами и систему управления, сообщенную электрожгутами с пультом управления, стартовым и маршевым двигателями и с приводами аэродинамических поверхностей.

Все данные существенные признаки вариантов известных реактивных комплексов присутствуют в вариантах предлагаемого технического решения.

Для современных БПЛА оборудованных различной аппаратурой мониторинга земной поверхности, например, радиовысотомером, измерителем скорости полета, фотоаппаратурой, тепловизором, вследствие расположения этой аппаратуры в нижней части фюзеляжа БПЛА затруднено ее обслуживание и замена, при поломке. Кроме того, при снабжении БПЛА воздушно-реактивным двигателем, его целесообразно располагать в нижней части фюзеляжа, чтобы на наиболее напряженном участке работы двигателя (наборе высоты БПЛА) фюзеляж не дросселировал расход воздуха в двигатель, однако при такой компоновке БПЛА необходимо увеличивать высоту крепления направляющих, для размещения и обслуживания двигателя на пусковой установке, что приводит к увеличению массы и габаритов пусковой установки.

Техническим результатом, на решение которого направлена полезная модель, является облегчение и ускорение работ при подготовке БПЛА к пуску и обеспечение пуска БПЛА с внешним креплением двигателя или его воздухозаборного устройства к нижней части фюзеляжа, без увеличения высоты крепления направляющих.

Для решения поставленной задачи в первом варианте реактивного комплекса, включающего контрольно-пусковую аппаратуру с пультом управления, беспилотный летательный аппарат и пусковую установку с направляющими, расположенными под углом к горизонту, и устройством крепления и расфиксации крепления беспилотного летательного аппарата, который снабжен устройством взаимодействия с направляющими и содержит двигатель, аэродинамические поверхности управления полетом с приводами и систему управления, сообщенную электрожгутами с пультом управления, двигателем и приводами аэродинамических поверхностей, двигатель и система управления беспилотного летательного аппарата выполнены с возможностью работы на участке разгона в положении, повернутом на 180 градусов вокруг продольной оси беспилотного летательного аппарата, относительно нормального полетного положения.

Для решения поставленной задачи во втором варианте реактивного комплекса, включающего контрольно-пусковую аппаратуру с пультом управления, беспилотный летательный аппарат и пусковую установку с направляющими, расположенными под углом к горизонту, и устройством крепления и расфиксации крепления беспилотного летательного аппарата, который снабжен устройством взаимодействия с направляющими и содержит стартовый реактивный двигатель твердого топлива с устройством его отделения и маршевый воздушно-реактивный двигатель, аэродинамические поверхности управления полетом с приводами и систему управления, сообщенную электрожгутами с пультом управления, стартовым и маршевым двигателями, и с приводами аэродинамических поверхностей, стартовый реактивный двигатель твердого топлива, маршевый воздушно-реактивный двигатель и система управления беспилотного летательного аппарата выполнены с возможностью работы на участке разгона в положении, повернутом на 180 градусов вокруг продольной оси беспилотного летательного аппарата, относительно нормального полетного положения.

Дополнительно, по обоим вариантам устройства, для ускорения возврата БПЛА в нормальное полетное положение, в стартовом положении аэродинамические поверхности управления полетом установлены в положение, обеспечивающее создание вращающего момента по крену при увеличении скорости беспилотного летательного аппарата.

Отличительными признаками устройства по первому варианту является то, что двигатель и система управления беспилотного летательного аппарата выполнены с возможностью работы на участке разгона в положении, повернутом на 180 градусов вокруг продольной оси беспилотного летательного аппарата, относительно нормального полетного положения.

Отличительными признаками устройства по второму варианту, является то, что стартовый реактивный двигатель твердого топлива, маршевый воздушно-реактивный двигатель и система управления беспилотного летательного аппарата выполнены с возможностью работы на участке разгона в положении, повернутом на 180 градусов вокруг продольной оси беспилотного летательного аппарата, относительно нормального полетного положения.

Дополнительные отличительные признаки по обоим вариантам устройства - в стартовом положении аэродинамические поверхности управления полетом установлены в положение, обеспечивающее создание вращающего момента по крену при увеличении скорости беспилотного летательного аппарата.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков в совокупности с известными, указанными в ограничительной части формулы облегчаются и ускоряются работы по подготовке к пуску БПЛА, обеспечивается возможность пуска БПЛА с двигателем, закрепленным в нижней части фюзеляжа без увеличения массы пусковой установки, обеспечиваются минимальные затраты топлива на возврат БПЛА в нормальное полетное положение и минимальные динамические нагрузки на БПЛА при развороте.

Предложенные технические решения найти применение для пуска БПЛА различного назначения, используемых в министерстве обороны для доставки полезной нагрузки и разведки местности, а также в других отраслях промышленности при необходимости обследования местности для разведки очагов пожаров, или проведения поисковых операций, при подготовке спасательных операций в аварийных ситуациях.

Полезная модель поясняется чертежом.

На чертеже представлен реактивный комплекс, включающий контрольно-пусковую аппаратуру 1 с пультом 2 управления, БПЛА 3 и пусковую установку 4 с направляющими 5, расположенными под углом к горизонту по левому и правому борту БПЛА 3, при этом БПЛА 3 снабжен устройством 6 взаимодействия с направляющими 5 и содержит стартовый реактивный двигатель 7 твердого топлива с устройством 8 его отделения и маршевый воздушно-реактивный двигатель 9, аэродинамические поверхности 10 управления полетом с приводами 11, аппаратуру 12 мониторинга земной поверхности и систему 13 управления, сообщенную электрожгутами 14 с пультом 2 управления, стартовым 7 и маршевым 9 двигателями, приводами 11 аэродинамических поверхностей 10 и аппаратурой 12. Стартовый реактивный двигатель 7 твердого топлива и система 13 управления БПЛА 3 выполнены с возможностью работы на участке разгона в положении, повернутом на 180 градусов вокруг продольной оси БПЛА 3, относительно нормального полетного положения. В стартовом положении аэродинамические поверхности 10 управления полетом установлены в положение, обеспечивающее создание вращающего момента по крену при увеличении скорости беспилотного летательного аппарата (отклоны на угол ). Электрожгуты 14 сообщены с пультом 2 управления через отрывной разъем 15. БПЛА 3 закреплен на пусковой установке 4 посредством устройства 16 крепления и расфиксации крепления, которое для упрощения конструкции снабжено срезной шпилькой 17.

Представленный на чертеже реактивный комплекс работает следующим образом. БПЛА 3 размещается на направляющих 5 пусковой установки 4 посредством устройства 6 в положении, повернутом вокруг его продольной оси на 180 градусов относительно нормального полетного положения и закрепляется на пусковой установке 4 устройством 16 крепления и расфиксации крепления со срезной шпилькой 17. Производится соединение частей отрывного разъема 15 и, благодаря связи пульта 2 контрольно-пусковой аппаратуры 1 посредством электрожгутов 14 через систему 13 управления с двигателями 7 и 9, приводами 11, аппаратурой 12, с пульта 2 постредством контрольно-пусковой аппаратуры 1 осуществляется проверка всех систем БПЛА 3, а также вводятся маршрутные данные в систему 13 управления. При этом обеспечивается удобный подход к аппаратуре 12 мониторинга земной поверхности, следовательно, замена в ней отдельных блоков или расходных материалов, например, сменных дисков памяти, может быть выполнена значительно быстрее, чем у прототипа. При этом маршевый воздушно-реактивный двигатель 9 на пусковой установке 1 расположен сверху, что создает удобство при контроле состояния его агрегатов, их замене, монтаже и демонтаже двигателя 9 в целом, замене масла в его системе смазки и обеспечивает пуск БПЛА 3 без увеличения высоты крепления направляющих 5, следовательно и без увеличения массы пусковой установки 4, которая понадобилась бы при такой компоновке маршевого двигателя 9 и известном расположении БПЛА 3 на направляющих 5. Команда "пуск" выдается с пульта 2 в систему управления 13 БПЛА 3, которая обеспечивает выдачу электрического напряжения на запуск маршевого воздушно-реактивного двигателя 9 на режим максимальной тяги, после чего система 13 управления обеспечивает выдачу электрического сигнала на розжиг стартового двигателя 7, под действием суммарной тяги которых срезается шпилька 17 устройства 16 и БПЛА 3 ускоряется по направляющим 5, благодаря устройству 6 взаимодействия с направляющими 5. Вследствие предварительного отклонения аэродинамических поверхностей 10 на угол при увеличении скорости БПЛА 3 создается момент крена, вращающий его вокруг продольной оси, а система 13 управления стабилизирует нормальное полетное положение БПЛА 3, при этом увеличение момента крена начинается с его нулевого значения и возвращение БПЛА 3 в нормальное полетное положение происходит при меньшей скорости, в более ранний момент времени, при меньшем моменте инерции вращения БПЛА 3, следовательно, стабилизация БПЛА 3 вблизи нормального полетного положения будет происходить плавно с меньшей затратой энергии на маневр (минимальным расходом топлива на преодоление дополнительного аэродинамического сопротивления от отклонения аэродинамических поверхностей 10). Пуск БПЛА 3 малой массы с одним двигателем 9 (без стартового двигателя 7) осуществляет аналогично. Отличие заключается в том, что усилие среза шпильки 17 и разгон БПЛА 3 на направляющих 5 происходит под действием максимальной тяги двигателя 9.

1. Реактивный комплекс, включающий контрольно-пусковую аппаратуру с пультом управления, беспилотный летательный аппарат и пусковую установку с направляющими, расположенными под углом к горизонту, и устройством крепления и расфиксации крепления беспилотного летательного аппарата, который снабжен устройством взаимодействия с направляющими и содержит двигатель, аэродинамические поверхности управления полетом с приводами и систему управления, сообщенную электрожгутами с пультом управления, двигателем и приводами аэродинамических поверхностей, отличающийся тем, что двигатель и система управления беспилотного летательного аппарата выполнены с возможностью работы на участке разгона в положении, повернутом на 180º вокруг продольной оси беспилотного летательного аппарата, относительно нормального полетного положения.

2. Реактивный комплекс по п.1, отличающийся тем, что в стартовом положении аэродинамические поверхности управления полетом установлены в положение, обеспечивающее создание вращающего момента по крену при увеличении скорости беспилотного летательного аппарата.

3. Реактивный комплекс, включающий контрольно-пусковую аппаратуру с пультом управления, беспилотный летательный аппарат и пусковую установку с направляющими, расположенными под углом к горизонту, и устройством крепления и расфиксации крепления беспилотного летательного аппарата, который снабжен устройством взаимодействия с направляющими и содержит стартовый реактивный двигатель твердого топлива с устройством его отделения и маршевый воздушно-реактивный двигатель, аэродинамические поверхности управления полетом с приводами и систему управления, сообщенную электрожгутами с пультом управления стартовым и маршевым двигателями и с приводами аэродинамических поверхностей, отличающийся тем, что стартовый реактивный двигатель твердого топлива, маршевый воздушно-реактивный двигатель и система управления беспилотного летательного аппарата выполнены с возможностью работы на участке разгона в положении, повернутом на 180º вокруг продольной оси беспилотного летательного аппарата относительно нормального полетного положения.

4. Реактивный комплекс по п.3, отличающийся тем, что в стартовом положении аэродинамические поверхности управления полетом установлены в положение, обеспечивающее создание вращающего момента по крену при увеличении скорости беспилотного летательного аппарата.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к оптико-механическому приборостроению, а именно к технике формирования и передачи изображений и может быть использовано в устройствах тепловидения, преимущественно в тепловизорах, предназначенных для визуального наблюдения тепловых изображений различных объектов посредством бесконтактной оптико-цифровой регистрации собственного и отраженного теплового излучения и отображения теплового портрета в блоке визуализации, в том числе для визуализации в реальном времени скрытых предметов.

Полезная модель относится к области самолетостроения, в частности, к разработке входных устройств (ВЗУ) воздушно-реактивных двигателей (ВРД) дозвуковых летательных аппаратов

Установка обеспечения промышленной, взрывопожарной и экологической безопасности наземных емкостей, горизонтальных, вертикальных резервуаров с жидкими углеводородами относится к области нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности, а именно к установкам для предупреждения пожаров и экологической защиты резервуаров с жидкими углеводородами, эксплуатируемыми на АЗС, в резервуарных парках для хранения нефти и нефтепродуктов и т.д, и может быть использована в других отраслях, где осуществляется транспортировка, отпуск и хранение жидких углеводородов, таких как нефть, нефтепродукты, бензин и иные легковоспламеняющиеся жидкости.
Наверх