Генератор энергии

 

Полезная модель относится к машиностроению и может найти применение при снабжении гидро-пневмоэнергией механизмов, работающих от гидропневмоаккумулятора, для подзарядки гидропневмоаккумуляторов. Генератор энергии содержит связанную с гидропневмоаккумулятором камеру сгорания, связанную с баком для энергоносителя и баком для воды, снабженную предохранительными и обратными клапанами, оснащенную средством воспламенения энергоносителя и распределительным узлом. Камера сгорания выполнена в виде емкости с массивными стенками, рассчитанными на работу при давлении, по меньшей мере, 60 МПа, при этом в качестве средства воспламенения энергоносителя использованы емкость сжатого, как минимум до 5 МПа, воздуха, выполненная с возможностью сообщения с полостью камеры сгорания и свеча накаливания. В состав генератора включен вакуум-насос, выход высокого давления которого сообщен с емкостью сжатого воздуха, а вакуумный выход которого сообщен с вакуумной емкостью. Распределительный узел выполнен с возможностью последовательного соединения полости камеры сгорания с вакуумной емкостью, затем с баком для воды и баком для энергоносителя, затем с емкостью сжатого воздуха, затем с гидропневмоаккумулятором, затем с атмосферой, с последующим повторением этой последовательности. Полости камеры придана округлая, предпочтительно шарообразная форма. Вакуумная емкость выполнена с возможностью сохранения вакуума около - 0,1 МПа. При этом распределительный узел выполнен в виде патрубка, один конец которого скреплен с камерой сгорания, а другой наглухо перекрыт, при этом в его стенках выполнены сквозные отверстия, каждое из которых сообщено с полостью трубопровода, который через дистанционно управляемый запорный клапан сообщен с одним из узлов коммутируемых с камерой сгорания, причем выхлопное отверстие камеры сгорания снабжено дистанционно управляемым выхлопным клапаном. Кроме того, трубопроводы, соединяющие узлы генератора энергии с камерой сгорания, снабжены обратными клапанами.

Технический результат - упрощение конструкции генератора и, в т.ч., камеры сгорания в которой отсутствуют подвижные части, при этом полезно используется вся энергия генерируемой рабочей среды. Кроме того, появляется возможность использования любых видов углеводородного топлива и газообразного (природный газ или очищенные горючие газы, как углеводородные, так и водород) и жидкого, от мазута до бензина и дизельного топлива. Кроме того, обеспечивается возможность использования неподготовленной пресной или минерализованной воды, в т.ч. морской. Кроме того, резко снижается выброс токсичных газов в выхлопе камеры сгорания. Конструкция нечувствительна к загрязнению топлива и воды твердыми частицами размером до 1-2 мм.

Полезная модель относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к генераторам энергии, в которых в качестве носителя энергии используются жидкости или газы. Устройство может найти применение, при снабжении гидро-пневмоэнергией механизмов, работающих от гидропневмоаккумулятора, для подзарядки гидропневмоаккумуляторов.

Известен генератор энергии, содержащий связанную с гидропневмоаккумулятором камеру сгорания, связанную с баком для энергоносителя, снабженную предохранительными и обратными клапанами, оснащенную средством воспламенения энергоносителя и распределительным узлом (см. RU 2324828, кл. F02B 71/04, 2006).

Недостатки этого устройства - ограниченный диапазон видов топлива, которые могут быть использованы в генераторе. Кроме того, при взрыве топлива в камере взрыва от воздействия взрывной волны происходит вспенивание рабочего тела, в качестве которого могут использоваться масляные жидкости, которое обволакивает свечу зажигания, что может прервать процесс включения, создания искры. Отсутствие системы охлаждения камеры взрыва ведет к ее перегреву, что может привести к аварийной ситуации. Кроме того, выхлопные газы существенно загрязняют атмосферу. При этом использование газа, как носителя энергии полученной при взрывном сжигании топлива, вследствие их небольшой массы недостаточно эффективно.

Известен также генератор энергии, содержащий связанную с гидропневмоаккумулятором камеру сгорания, связанную с баком для энергоносителя и баком для воды, снабженную предохранительными и обратными клапанами, оснащенную средством воспламенения энергоносителя и распределительным узлом (см. RU 2396445, F02B 71/00, F02B 75/32, 2008).

Недостатки этого устройства - конструктивная сложность, в первую очередь камеры сгорания, которая определяет общую работоспособность устройства - наличие в ней подвижных элементов, способствующих повышению ее живучести при взрывном горении энергоносителя (топлива) - компенсирующих ударные нагрузки, проявляющиеся при этом. Кроме того, для работы устройства используется дистиллированная вода, и ограниченный диапазон видов топлива, что усложняет эксплуатацию устройства и способствует росту эксплуатационных расходов.

Задача, на решение которой направлено заявленное техническое решение - упрощение конструкции генератора и его эксплуатации.

Технический результат, проявляющийся при решении поставленной задачи - упрощение конструкции генератора и, в т.ч., камеры сгорания в которой отсутствуют подвижные части, при этом полезно используется вся энергия генерируемой рабочей среды. Кроме того, появляется возможность использования любых видов углеводородного топлива и газообразного (природный газ или очищенные горючие газы, как углеводородные, так и водород) и жидкого, от мазута до бензина и дизельного топлива. Кроме того, обеспечивается возможность использования неподготовленной пресной или минерализованной воды, в т.ч. морской. Кроме того, резко снижается выброс токсичных газов в выхлопе камеры сгорания. Конструкция нечувствительна к загрязнению топлива и воды твердыми частицами размером до 1-2 мм.

Поставленная задача решается тем, что генератор энергии, содержащий связанную с гидропневмоаккумулятором камеру сгорания, связанную с баком для энергоносителя и баком для воды, снабженную предохранительными и обратными клапанами, оснащенную средством воспламенения энергоносителя и распределительным узлом отличается тем, что камера сгорания выполнена в виде емкости с массивными стенками рассчитанными на работу при давлении, по меньшей мере, 60 МПа, при этом в качестве средства воспламенения энергоносителя использованы емкость сжатого, как минимум до 5 МПа, воздуха, выполненная с возможностью сообщения с полостью камеры сгорания и свеча накаливания, при этом, в состав генератора включен вакуум-насос, выход высокого давления которого сообщен с емкостью сжатого воздуха, а вакуумный выход которого сообщен с вакуумной емкостью, распределительный узел выполнен в виде патрубка, один конец которого скреплен с камерой сгорания, а другой наглухо перекрыт, при этом в его стенках выполнены сквозные отверстия, каждое из которых сообщено с полостью трубопровода, который через дистанционно управляемый запорный клапан и обратный клапан сообщен с одним из узлов коммутируемых с камерой сгорания, причем выхлопное отверстие камеры сгорания снабжено дистанционно управляемым выхлопным клапаном. Кроме того, полости камеры сгорания придана округлая, предпочтительно шарообразная форма. При этом, вакуумная емкость выполнена с возможностью сохранения вакуума около - 0,1 МПа.

Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками прототипа и аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "новизна".

Признаки отличительной части формулы полезной модели обеспечивают достижение заявленного технического результата, а именно - упрощение конструкции генератора и, в т.ч. камеры сгорания, в которой отсутствуют подвижные части, при этом полезно используется вся энергия генерируемой рабочей среды. Кроме того, появляется возможность использования любых видов углеводородного топлива и газообразного (природный газ или очищенные горючие газы, как углеводородные, так и водород) и жидкого, от мазута до бензина и дизельного топлива. Кроме того, обеспечивается возможность использования неподготовленной пресной или минерализованной воды, в т.ч. морской. Кроме того, резко

снижается выброс токсичных газов в выхлопе камеры сгорания. Конструкция нечувствительна к загрязнению топлива и воды твердыми частицами размером до 1-2 мм.

Заявленная полезная модель иллюстрируется чертежами, на которых показаны: на фиг.1 - общая схема генератора энергии; на фиг.2 - показан поперечный разрез распределительного узла.

На чертежах показаны камера сгорания 1, патрубок 2, сквозные отверстия 3 в его стенке, дистанционно управляемые запорные краны 4, обратные клапаны 5, предохранительный клапан 6, гидропневмоаккумулятор 7, бак для энергоносителя 8, бак для воды 9, емкость сжатого воздуха 10, свеча накаливания 11, вакуум-насос 12 с выходом высокого давления 13 и вакуумным выходом 14, вакуумная емкость 15, выхлопное отверстие 16 с выхлопным клапаном 17.

В составе генератора энергии использованы запорные краны 4, известной конструкции, рассчитанные на передачу рабочих агентов (газа или жидкости) под давлением, соответствующим рабочему давлению в трубопроводе, на котором запорное устройство установлено. Названные запорные краны выполнены дистанционно управляемыми. Управление работой узлов и элементов генератора энергии осуществляют посредством компьютеризованной системы управления, выполненной известным образом (на чертежах не показана) по типу используемой для управления двигателем в автомобилях, что позволяет точно дозировать расход энергоносителя и воды.

Камера сгорания 1 выполнена в виде емкости с массивными стенками, рассчитанными на работу при давлении, по меньшей мере, 60 МПа, при этом полости камеры придана округлая, предпочтительно шарообразная форма. В качестве материала может быть использована сталь с высокой прочностью и вязкостью, например ШХ-15 (некаленная) и любые нержавеющие стали марок 12Х13, 20Х13 и т.п. В перспективе возможно использование и иных конструкционных материалов, в том числе

композитных, включающих разнородные функциональные слои. Из соображений обеспечения прочности, предпочтительно, чтобы камера сгорания 1 формировалась как одно целое. При этом технологические отверстия в стенках камеры сгорания 1 (выхлопное 16, для ввода свечи накаливания 11, для предохранительного клапана 6, для присоединения цилиндрического патрубка 2 и т.п.) либо формируются при изготовлении камеры сгорания, либо по окончанию ее изготовления. Вместе с тем, возможен вариант формирования камеры сгорания из двух половинок, соединяемых затем разъемно-болтовыми соединениями и/или сваркой. Камера сгорания 1 может быть снабжена бандажом, выполненным например, намоткой на нее стальной проволоки или нитей из синтетического термостойкого материала. Диаметр камеры сгорания 1 опытной установки составлял 90 мм.

Патрубок 2 выполнен с цилиндрической внутренней полостью, сообщенной с полостью камеры сгорания 1, и в его стенке выполнены сквозные отверстия 3. Выхлопное отверстие 16 камеры сгорания 1 выполнено известным образом и снабжено отдельным дистанционно управляемым выхлопным клапаном 17. Может использоваться дистанционно управляемый выхлопной клапан любой известной конструкции, рассчитанный на рабочее давление, развиваемое в камере сгорания 1. Обратные клапаны 5 и дистанционно управляемые запорные краны 4, используемые в конструкции генератора, не отличаются по конструкции от известных, их рабочие характеристики должны соответствовать режимным параметрам работы генератора энергии.

Кроме того, в составе генератора энергии использованы трубопроводы известной конструкции, рассчитанные на передачу рабочих агентов (газа или жидкости) под давлением, соответствующим рабочему давлению коммутируемых узлов устройства (на чертежах показаны линиями). Диаметр их проходного сечения достаточно велик - порядка 5 мм. Каждое сквозное отверстие 3, выполненное в стенке патрубка 2 соединено

отдельным трубопроводом либо с гидропневмоаккумулятором 7, либо баком для энергоносителя 8, либо баком для воды 9, либо с емкостью сжатого воздуха 10, либо с вакуумной емкостью 15. На каждом из таких трубопроводов установлены дистанционно управляемые запорные краны 4 и обратные клапаны 5.

Предлагаемое устройство может работать в нескольких режимах.

Первый - это режим внутреннего взрыва топливно-воздушной смеси со сверхвысокой степенью сжатия (аналогично дизельному ДВС) за счет высокой степени сжатия примерно около 3 МПа с помощью емкости сжатого воздуха 10.

Второй - это режим внутреннего воспламенения топлива или топливно-воздушной смеси с принудительным зажиганием от свечи накаливания 11, по типу двигателя внутреннего сгорания. Этот режим целесообразен при использовании газообразного топлива или бензина.

Генератор энергии работает следующим образом.

Для запуска генератора в работу по команде системы управления запорный кран 4, перекрывающий трубопровод от вакуумной емкости 15 открывается, за счет чего полость камеры сгорания 1 оказывается сообщена с ней, вследствие чего в камере сгорания 1 создается вакуум.

На начальном этапе работы генератора подачу воды не осуществляют, поэтому по завершению процесса вакууммирования камеры сгорания 1 по команде системы управления запорный кран 4, перекрывающий трубопровод от бака для воды 9, остается закрытым, а трубопровод от бака для энергоносителя 8 открывается, за счет чего в полость камеры сгорания 1 подсасывается порция топлива. Далее по команде системы управления запорный кран 4, отделяющий камеру сгорания 1 от емкости сжатого воздуха 10, открывается, за счет чего в полости камеры сгорания 1 давление резко возрастает и, при достижении давления в камере порядка 3 МПа, происходит воспламенение энергоносителя (топлива) и его взрывное горение.

Далее, после выгорания топлива (топливной смеси), по команде системы управления открывается обратный клапан 5, перекрывающий трубопровод, соединяющий камеру сгорания 1 и гидропневмоаккумулятор 7, что обеспечивает сброс рабочего тела в гидропневмоаккумулятор 7 и осуществляется его «подзарядка».

По завершению процесса «подзарядки» гидропневмоаккумулятора 7, по команде системы управления открывается выхлопной клапан 17 и происходит сброс остатков газопаровой смеси из камеры сгорания 1 в атмосферу. Далее все повторяется до прогрева камеры сгорания до уровня, способного обеспечить эффективное испарение воды.

Работа генератора после разогрева камеры сгорания 1 не отличается от описанной, кроме цикла подачи топлива: по команде системы управления запорные краны, перекрывающие и трубопровод от бака для воды 9 и трубопровод от бака для энергоносителя 8, открываются, за счет чего в полость камеры сгорания 1 подсасывается порция воды и топлива. Дозирование воды и топлива в смеси осуществляется по команде системы управления за счет регулирования продолжительности открытого состояния запорных кранов 4. При этом вода и топливо, попадая в полость камеры сгорания 1 с прогретыми стенками, интенсивно испаряются, способствуя отведению тепла от ее поверхности. Водяной пар при высокой температуре диссоциируется на кислород и водород, причем, чем выше температура пара, тем выше степень диссоциации.

Углерод топлива соединяется с кислородом воды, при этом топливо газифицируется, превращаясь в раскаленные газы - окись углерода и водород C+H2O=CO+H2, которые сгорают в кислороде атмосферного воздуха, превращаясь в диоксид углерода и воду.

Эффект диссоциации воды позволяет дополнительно повысить эффективность сгорания топлива за счет дополнительного кислорода.

Расход вакуума и сжатого воздуха восполняются работой вакуум-насоса 12.

Описанная схема работы генератора энергии соответствует первому режиму работы и может быть реализована при сжигании дизельного топлива (на этапе запуска в работу) с последующей (после прогрева камеры сгорания) возможностью сжигания керосина и мазутов и их эмульсий в воде, причем доля воды может достигать 50%.

Для сжигания бензина и газа требуется принудительное зажигание от свечи накаливания 11, при этом организация работы распределительного узла соответствует вышеописанной.

1. Генератор энергии, содержащий связанную с гидропневмоаккумулятором камеру сгорания, связанную с баком для энергоносителя и баком для воды, снабженную предохранительными и обратными клапанами, оснащенную средством воспламенения энергоносителя и распределительным узлом, отличающийся тем, что камера сгорания выполнена в виде емкости с массивными стенками, рассчитанными на работу при давлении, по меньшей мере, 60 МПа, при этом в качестве средства воспламенения энергоносителя использованы емкость сжатого, как минимум, до 5 МПа воздуха, выполненная с возможностью сообщения с полостью камеры сгорания, и свеча накаливания, при этом в состав генератора включен вакуум-насос, выход высокого давления которого сообщен с емкостью сжатого воздуха, а вакуумный выход которого сообщен с вакуумной емкостью, распределительный узел выполнен в виде патрубка, один конец которого скреплен с камерой сгорания, а другой наглухо перекрыт, при этом в его стенках выполнены сквозные отверстия, каждое из которых сообщено с полостью трубопровода, который через дистанционно управляемый запорный клапан и обратный клапан сообщен с одним из узлов, коммутируемых с камерой сгорания, причем выхлопное отверстие камеры сгорания снабжено дистанционно управляемым выхлопным клапаном.

2. Генератор энергии по п.1, отличающийся тем, что полости камеры сгорания придана округлая, предпочтительно шарообразная форма.

3. Генератор энергии по п.1, отличающийся тем, что вакуумная емкость выполнена с возможностью сохранения вакуума около 0,1 МПа.



 

Наверх