Дисковый затвор

 

Полезная модель относится к машиностроению, в частности, к используемому в запорной арматуре дисковому затвору, корпус и поворотный диск которого, выполнены из пластика.

Для упрощения конструкции и улучшения технических характеристик, за счет применения композиционных полимерных материалов и повышения надежности и герметичности дисковый затвор, содержит корпус, поворотный диск, взаимодействующий с концом шпинделя запорной арматуры, и уплотнительный элемент, при этом поворотный диск выполнен из пластика и снабжен жестким армирующим элементом, выполненным в виде кольца или диска меньшего размера и расположенным в средней части поворотного диска, при этом конец шпинделя выполнен с прорезью для взаимодействия с армирующим элементом и установлен в корпусе с возможностью поворота в уплотнительном элементе, выполненном в виде манжеты, установленной в корпусе. Армирующий элемент выполнен металлический. 1 п.ф., 2 ил.

Полезная модель относится к машиностроению, в частности, к используемому в запорной арматуре дисковому затвору, корпус и поворотный диск которого, выполнены из пластика.

Наиболее близким к предлагаемому решению, принятым в качестве прототипа, является дисковый затвор, содержащий корпус, поворотный диск, взаимодействущий с концом шпинделя запорной арматуры, и уплотнительный элемент, (см. описание к патенту на изобретение Российской Федерации 2146783 MПК F16K 1/226, опубл. 20.03.2000).

Известный затвор для обеспечения герметичности имеет сложную конструкцию, как поворотного диска, так и уплотнительного элемента. Узел соединения поворотного диска и шпинделей - полуосей выполнен путем захода шпинделя в диск, что обусловливает низкую технологичность и высокую стоимость узла. Поворотный диск и корпус выполнены из металла, что ограничивает его применение в агрессивных средах.

Технической задачей полезной модели является упрощение конструкции и улучшение технических характеристик, за счет применения композиционных полимерных материалов, также повышение надежности и герметичности.

Техническая задача решается тем, что дисковый затвор, содержит корпус, поворотный диск, взаимодействующий с концом шпинделя запорной арматуры, и уплотнительный элемент, при этом поворотный диск выполнен из пластика и снабжен жестким армирующим элементом, выполненным в виде кольца или диска меньшего размера и расположенным в средней части поворотного диска, при этом конец шпинделя выполнен с прорезью для взаимодействия с армирующим элементом и установлен в корпусе с возможностью поворота в уплотнительном элементе, выполненном в виде манжеты, установленной в корпусе. Армирующий элемент выполнен металлический.

Технический результат заключается в повышении рабочих характеристик, увеличении ресурса и снижения эксплуатационных расходов без существенного изменения конструкции запорной арматуры при использовании предлагаемого дискового затвора.

Предлагаемое техническое решение касается производства дисковых затворов, у которых корпус и запирающий элемент - поворотный диск выполнены из пластика, а герметичность достигается с использованием эластомерной (резиновой) манжеты.

Предлагаемое конструктивное решение обеспечивает совместное действие двух факторов: передачу крутящего момента от шпинделя запорной арматуры к запирающему элементу и уплотнение шпинделя запорной арматуры с применением простого типа соединения конца шпинделя с запирающим элементом.

Реализация данного решения позволяет увеличить рабочие параметры запорной арматуры:

- температуру перекачиваемой среды за счет возможности применения высокотермостойких полимеров при изготовлении запирающего элемента, а именно, поворотного диска и уплотнения, и влияния эффекта армирования полимера;

- давление перекачиваемой среды, так как армирующий элемент в конструкции запирающего элемента обеспечивает более высокую его прочность и жесткость узла;

- ресурс эксплуатации запорной арматуры, так как нагрузки при вращении запирающего элемента под действием привода воспринимаются металлическим армирующим элементом, а не непосредственно обладающим невысокой прочностью полимерным материалом;

- использование более экономичных приводов за счет снижения момента на оси вращения шпинделя, уменьшающего коэффициент трения в системе пластмасса-эластомер.

Простота предлагаемого технического решения позволяет повысить технологичность изготовления и сборки дискового затвора и снизить за счет этого стоимость запорной арматуры.

Дисковый затвор иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 изображен дисковый затвор в сборе; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.

Дисковый затвор, содержит корпус 1, внутри которого расположен запирающий элемент 2, выполненный в виде диска и соединенный с концом шпинделя 3. Запирающий элемент 2 изготовлен из пластика и снабжен армирующим металлическим элементом 4 выполненным в виде кольца или диска.

Размер армирующего металлического элемента 4 меньше размера запирающего элемента 2, при этом армирующий металлический элемент 4 расположен в средней части запирающего элемента 2, а именно, внутри запирающего элемента 2 из пластика, что исключает его коррозию и обеспечивает работу дискового затвора в агрессивных средах.

Конец шпинделя 3 выполнен с прорезью для взаимодействия с армирующим металлическим элементом 4 (фиг.2) (прорезь на чертеже условно не показана).

Конец шпинделя 3 входит в запирающий элемент 2. При этом достигается жесткая фиксация и высокая герметичность конца шпинделя 3, установленного с возможностью поворота, в уплотнительном элементе, выполненном в виде эластомерной уплотнительной манжеты 5, установленной в корпусе 1.

При формовании запирающего элемента 2 литьем либо прессованием достигают такого расположения армирующего металлического элемента 4 (кольца или диска), чтобы при установке запирающего элемента 2 в корпус 1 дискового затвора конец шпинделя 3 входил в тело запирающего элемента 2 и обжимал армирующий металлический элемент 4 (кольцо или диск), проходя через эластомерную уплотнительную манжету 5.

Таким образом, при реализации заявляемой полезной модели обеспечивается технический результат в части существенного повышения рабочих характеристик запорного диска без существенного изменения конструкции запорной арматуры, и соответственно снижения издержек, то есть, не меняя значительно стоимость и экономические характеристики.

1. Дисковый затвор, содержащий корпус, поворотный диск, взаимодействующий с концом шпинделя запорной арматуры, и уплотнительный элемент, отличающийся тем, что поворотный диск выполнен из пластика и снабжен жестким армирующим элементом, выполненным в виде кольца или диска меньшего размера и расположенным в средней части поворотного диска, при этом конец шпинделя выполнен с прорезью для взаимодействия с армирующим элементом и установлен в корпусе с возможностью поворота в уплотнительном элементе, выполненном в виде манжеты, установленной в корпусе.

2. Дисковый затвор по п.1, отличающийся тем, что армирующий элемент выполнен металлическим.



 

Наверх