Противоугонное устройство для автомобилей

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к конструкциям противоугонных устройств для автомобилей. Противоугонное устройство для автомобилей содержит корпус, в котором находится набор из нескольких кодовых элементов, установленных на оси, способных вращаться независимо друг от друга, устройство фиксации рычагов относительно корпуса и два рычага с элементами захвата. Новым является то, что в качестве поворотных кодовых элементов использован набор запирающих кодовых дисков. Диски разделены распорными проставками и подпружинены вдоль оси. На ободе каждого диска находится секретная кодовая впадина, а возле оси шпоночный паз. Для дискретного вращения дисков выполнена угловая фиксация. Шпиндель снабжен шпонкой и проточками для фиксации осевых шаговых перемещений с помощью подпружиненного фиксатора. Устройством фиксации рычагов относительно корпуса является качающийся подпружиненный рычаг, контактирующий как с кодовыми впадинами дисков с помощью фиксирующего зуба, так и с подпружиненным толкателем на оси вращения двух рычагов с элементами захвата педалей. Оба рычага, смонтированные по обеим сторонам корпуса с возможностью вращения вокруг оси, на которой установлен подпружиненный толкатель, контактирующий как с качающимся рычагом, так и с регулируемым упором, установленном в корпусе, соединены между собой, образуя П-образную форму, содержат упорные бурты, и имеют высоту от оси вращения до пола автомобиля, необходимую для захвата педалей в их исходном положении упорными буртами и упорной планкой, смонтированной в корпусе. На одном из дисков по окружности выполнено несколько углублений, количество которых соответствует количеству вариантов кода данного диска, а на смежной проставке выполнено не менее двух выпуклостей, взаимодействующих с углублениями диска. Ось, на которой смонтированы рычаги с элементами захвата педалей, выполнена разборной, а сами рычаги соединены между собой с возможностью разборки. Рукоятка, установленная на оси кодовых дисков, выполнена с различным конструктивным оформлением торцев. Предложенная полезная модель как техническое решение позволяет уменьшить габариты противоугонного устройства, улучшить условия эксплуатации и повысить надежность запирания, препятствующее угону автомобиля.

Данная полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям противоугонных устройств для автомобилей, и предназначена для установки на всех типах автомобилей с бензиновым или дизельным двигателем, кроме гибридов с дополнительным электрическим приводом.

Известно противоугонное устройство для автомобилей, содержащее корпус, в котором размещен набор поворотных кодовых элементов, установленных на оси с возможностью свободного вращения относительно друг друга; устройство фиксации рычагов относительно корпуса и два рычага с элементами захвата (Авторское свидетельство СССР 1770173 кл B60R 25/00).

Известная конструкция имеет относительно большие габариты, неудобна в эксплуатации из-за трудностей набора штриховых кодов на кольцах при плохой освещенности и недостаточно надежна, так как секретные коды колец возможно «нащупать», а к замку с ключами практически любого типа возможно подобрать отмычку.

Задача создания полезной модели - сокращение габаритов, улучшение условий эксплуатации и повышение надежности запирания.

Указанная задача достигается тем, что в известном противоугонном устройстве для автомобилей, содержащем корпус, в котором размещен набор поворотных кодовых элементов, установленных на оси с возможностью свободного вращения относительно друг друга, устройство фиксации рычагов относительно корпуса и два рычага с элементами захвата, в качестве поворотных кодовых элементов в корпусе использован набор запирающих кодовых дисков, которые установлены на оси шпинделя, разделены друг от друга распорными проставками и подпружинены вдоль оси, причем на ободе каждого диска выполнена секретная кодовая впадина, а возле оси сделан шпоночный паз, при этом для дискретного вращения дисков выполнена угловая фиксация; шпиндель снабжен шпонкой и проточками для фиксации осевых шаговых перемещений с помощью подпружиненного фиксатора, смонтированного в корпусе; устройство фиксации рычагов относительно корпуса выполнено в виде качающегося подпружиненного рычага, контактирующего как с кодовыми впадинами дисков с помощью фиксирующего зуба, так и с подпружиненным толкателем, установленным на оси вращения двух рычагов с элементами захвата педалей, причем оба смонтированы по обеим сторонам корпуса с возможностью вращения вокруг оси, на которой установлен подпружиненный толкатель, контактирующий как с качающимся рычагом так и с регулируемым упором, смонтированном в корпусе, при этом оба рычага с элементами захвата соединены между собой, образуя П-образную форму, содержат упорные бурты и имеют высоту от оси вращения до пола автомобиля, необходимую для захвата педалей в их исходном положении упорными буртами, а на корпусе для той же цели смонтирована упорная планка; фиксация дискретного вращения дисков выполнена так, что на одном из дисков по окружности выполнено несколько углублений, количество которых должно соответствовать заданному количеству вариантов кода для данного диска и остальных, а на смежной поставке выполнено не менее двух выпуклостей, взаимодействующих с углублениями диска; с целью повышения ремонтопригодности ось, на которой смонтированы рычаги захвата педалей, выполнена разборной, а сами рычаги соединены между собой накладной пластиной с возможностью разборки; для уверенного набора кода рукоятка, установленная на оси кодовых дисков, выполнена с различным конструктивным оформлением торцев.

Сущность конструкции противоугонного устройства автомобиля поясняется чертежами. В качестве примера показано противоугонное устройство с тремя кодовыми дисками, которые находятся в разблокированном виде.

На фиг.1 изображено противоугонное устройство с разрезом по А-А на фиг.2; на фиг.2 - разрез по Б-Б на фиг.1, крышка снята; на фиг.3 - разрез по В-В на фиг.1; на фиг.4 - местный вид Г на фиг.3, с увеличением.

Противоугонное устройство содержит корпус 1 с крышкой 2, в котором размещен набор фиксирующих кодовых дисков, взаимодействующий с двумя рычагами 3 и 4 захвата рычагов педалей 5 и 6, размещенными вне корпуса.

Запирающий кодовый механизм содержит, например, три диска 7, 8 и 9, установленных на шпинделе 10 с возможностью свободного вращения. Диски разделены друг от друга распорными проставками 11 и 12 и подпружинены вдоль оси пружинами 13.

На ободе каждого диска выполнена секретная кодовая впадина 14, а возле оси сделан шпоночный паз 15 для вращения дисков. Фиксация секретных вращений дисков может осуществляться известными способами, например, на диске 7 по окружности выполнено несколько углублений 16, например 10, а на смежной проставке 11 выполнено несколько выпуклостей 17, например две, взаимодействующие с углублениями 16 диска 7. Количество углублений 16 соответствует заданному количеству вариантов кода на данном диске, а именно: при 10 вариантов кода на каждом из трех дисков существует 103=1000 вариантов комбинации кода для разблокирования рычагов педалей 5 и 6, а для четырех дисков число вариантов равно 104 =10000. Шпиндель 10 снабжен шпонкой 18 для вращения всех дисков и проточками 19 для фиксации осевых шаговых перемещений известными способами, например подпружиненным шариковым фиксатором 20 на шаг, соответствующий расстоянию между дисками.

Устройство фиксации рычагов 3 и 4 захвата педалей относительно корпуса выполнено в виде подпружиненного качающегося рычага 21, ось 22 которого установлена в корпусе 1, а фиксирующий зуб 23 подпружинен пружиной 24 в сторону контакта зуба со всеми кодовыми дисками 7, 8 и 9. Одновременно рычаг 21 может контактировать с подпружиненным толкателем 25, установленном на оси вращения рычагов 3 и 4 захвата педалей.

Рычаги 3 и 4 захвата педалей 5и 6 смонтированы с обеих сторон корпуса 1 на полуосях 26 и 27, скрепленных между с возможностью разборки при ремонте, например переналадки во время эксплуатации. На одной из полуосей 26 установлен подпружиненный толкатель 25, взаимодействующий через рычажный фиксатор 21 с кодовыми дисками 7, 8 и 9. При вращении полуосей 26 и 27 толкатель 25 имеет возможность контактировать с регулируемым упором 28, смонтированным в корпусе. Оба рычага захвата педалей 3 и 4 содержат упорные бурты 29, соединены между собой пластиной 30 с возможностью разборки при ремонте и имеют высоту от полуосей вращения 26 и 27 до пола 31 автомобиля. Эта высота необходима для захвата педалей 5 и 6 в их исходном положении упорными буртами 29. На корпусе смонтирована упорная планка 32, обеспечивающая вместе с упорными буртами 29 рычагов захвата педалей 3 и 4 полную блокировку педалей 5 и 6.

Для уверенного набора кода в условиях плохой освещенности рукоятка шпинделя 10 имеет различное конструктивное оформление торцев.

Противоугонное устройство работает следующим образом.

Обычно противоугонное устройство вне рабочего положения (рычаги захвата педалей 3 и 4 не надеты на педали 5 и 6 и не заперты на код) разблокировано, то есть при правильно набранном коде всех дисков 7, 8 и 9 зуб 23 фиксатора 21 под нажимом пружины 24 углублен в секретные кодовые впадины 14 (см. фиг.2). Это означает, что подпружиненный толкатель 25 не контактирует с упором 28 и дает возможность оси, соединенной из двух полуосей 26 и 27, вращаться вместе с рычагами захвата педалей 3 и 4 свободно, причем угол вращения ограничен только упорными буртами 29.

Перед блокировкой педалей рычаги захвата педалей 3 и 4 должны быть в приподнятом положении, то есть на фиг.1 повернуты по часовой стрелке, вплоть до горизонтального положения.

Разблокированное противоугонное устройство легко надевается на рычаги педалей автомобиля. Для этого корпус 1 надевают сверху на педали 5 и 6, так чтобы упорная планка 32 оказалась справа от торцев педалей (см. фиг.1). Теперь корпус 1 сдвигают влево, пока упорная планка 32 не упрется в правый торец педалей. Затем рычаги захвата педалей 3 и 4 поворачивают против часовой стрелки до положения, показанного на фиг.1, после чего педали 5 и 6 заперты в «замок» со всех сторон (см. также и фиг.3). Теперь необходимо сделать блокировку запертых педалей. Для этого шпиндель 10 вращают рукояткой в любую сторону, вытягивая его из корпуса вверх. При этом секретные кодовые впадины 14 дисков 7, 8 и 9 поворачиваются на разный угол в соответствии с различными расположениями указанных впадин относительно шпоночных пазов 15 для каждого диска. При этом зуб 23 рычажного фиксатора 21 выходит принудительно из секретных кодовых впадин 14 всех дисков, преодолевая сопротивление пружины 24, вследствие чего рычажный фиксатор 21 вынужден повернуться на оси 22 против часовой стрелки и вступить в контакт с подпружиненным толкателем 25, причем поворот фиксатора 21 закончится, когда зуб 23 выйдет из зацепления с дисками 7, 8 и 9. При этом подпружиненный толкатель 25 смещается справа налево (см. фиг 1 и фиг.2), закрывая (экранируя) собой упор 28. Следовательно, рычаги захвата педалей 3 и 4, смонтированные на полуосях 26 и 27, не могут развернуться по часовой стрелке на фиг.1 и освободить педали 5 и 6 из-за сопротивления толкателя 25, упертого в упор 28. Поэтому педали 5 и 6 полностью заблокированы.

Для разблокировки педалей 5 и 6 нужно шпинделем 10 набрать правильный код для всех дисков. Для этого шпиндель 10 предварительно вытягивают из корпуса 1 вверх, вращая его в любую сторону до сопротивления со стороны корпуса. Далее, вращая шпиндель, набирают шпонкой 18 правильный код самого верхнего диска 9 (см. фиг.1). Набор кода облегчен благодаря взаимодействию углублений 16 диска 7 и выпуклостями 17 смежной поставке 11 (см. фиг.3 и фиг.4). Далее, не вращая шпиндель 10, углубляют его в корпус на один шаг для набора правильного кода следующего диска 8. Перемещение шпинделя вдоль оси на шаг облегчен взаимодействию проточек 19 с подпружиненным шариковым фиксатором 20. Теперь поворотом шпинделя набирают правильный код на диске 8, и наконец, не вращая шпиндель, углубляют его еще на один шаг и набирают правильный код на диске 7. При правильно набранном коде секретные кодовые впадины 14 дисков выстраиваются в один ряд (см. фиг.2). При это зуб 23 подпружиненного фиксатора 21 углубляется в секретные кодовые впадины 14, освобождает подпружиненный толкатель 25 от контакта с упором 28, перемещаясь слева направо (см. фиг.2), и толкатель 25 не мешает повороту сдвоенных полуосей 26 и 27. Теперь блокировку педалей 5 и 6 легко снять. Для этого рычаги захвата педалей 3 и 4 поворачивают по часовой стрелке (см. фиг.1), так как полуоси 26 и 27 могут свободно вращаться. Затем корпус 1 сдвигают немного слева направо, освобождая педали от зацепления с упорной планкой 32 корпуса и окончательно снимают противоугонное устройство.

Если вне рабочего положения противоугонное устройство случайно заблокировано, то предварительно необходимо произвести разблокировку устройства с помощью шпинделя 10, набрав правильный код всех дисков, как указано ранее.

Конструкция противоугонного устройства простая, малогабаритная, секретные коды дисков не возможно «нащупать» никакими отмычками, а при необходимости возможно изменить код. Конструкция обеспечивает уверенный набор правильного кода даже в малоосвещенном месте благодаря угловым и осевым щелчкам фиксаторов шпинделя и различными торцами рукоятки шпинделя, ощутимыми на ощупь, без визуального наблюдения.

1. Противоугонное устройство для автомобилей, содержащее корпус, в котором размещен набор поворотных кодовых элементов, установленных на оси с возможностью свободного вращения относительно друг друга, устройство фиксации рычагов относительно корпуса и два рычага с элементами захвата, отличающееся тем, что в качестве поворотных кодовых элементов в корпусе использован набор запирающих кодовых дисков, которые установлены на оси шпинделя, разделены друг от друга распорными проставками и подпружинены вдоль оси, причем на ободе каждого диска выполнена секретная кодовая впадина, а возле оси сделан шпоночный паз, при этом для дискретного вращения дисков выполнена угловая фиксация; шпиндель снабжен шпонкой и проточками для фиксации осевых шаговых перемещений с помощью подпружиненного фиксатора, смонтированного в корпусе; устройство фиксации рычагов относительно корпуса выполнено в виде подпружиненного качающегося рычага, контактирующего как с кодовыми впадинами дисков с помощью фиксирующего зуба, так и с подпружиненным толкателем, установленным на оси вращения двух рычагов с элементами захвата педалей, причем оба рычага смонтированы по обеим сторонам корпуса с возможностью вращения на оси, на которой установлен подпружиненный толкатель, контактирующий как с качающимся рычагом, так и с регулируемым упором, смонтированным в корпусе, при этом оба рычага с элементами захвата соединены между собой, образуя П-образную форму, содержат упорные бурты и имеют высоту от оси вращения до пола автомобиля, необходимую для захвата педалей в их исходном положении упорными буртами, а на корпусе для той же цели смонтирована упорная планка.

2. Противоугонное устройство для автомобилей по п.1, отличающееся тем, что фиксация дискретного вращения дисков выполнена так, что на одном из дисков по окружности выполнено несколько углублений, количество которых должно соответствовать заданному количеству вариантов кода для данного диска и остальных, а на смежной проставке выполнено не менее двух выпуклостей, взаимодействующих с углублениями диска.

3. Противоугонное устройство для автомобилей по п.1, отличающееся тем, что ось, на которой смонтированы рычаги с элементами захвата педалей, выполнена разборной, а сами рычаги соединены между собой с возможностью разборки накладной пластиной.

4. Противоугонное устройство для автомобилей по п.1, отличающееся тем, что рукоятка шпинделя выполнена с различным конструктивным оформлением торцев.



 

Наверх