Система для предотвращения лобового столкновения автомобилей

 

Полезная модель относится к локационным системам обеспечения безопасности автомобиля во время движения. Технический результат заключается в повышении безопасности автомобиля при угрозе возникновения лобового столкновения за счет контроля присутствия ТС в полосе, куда происходит перестроение, а также формирования управляющего сигнала для двигателя автомобиля. Эффект достигается вследствие использования дополнительно установленных и включенных в состав устройства первого и второго модулей ультразвуковых датчиков, блока определения положения встречного автомобиля в полосе движения и скорости поперечного смещения, блока определения дальности и скорости сближения, блока определения возможности уклонения от столкновения, бокового ультразвукового датчика для контроля полосы справа от автомобиля, блока расчета траектории, блока формирования сигналов управления, задатчика режима, электроусилителя руля (ЭУР), системы рулевого управления, телекамеры совместно с ультразвуковым датчиком для контроля "слепой" зоны и пространства сзади автомобиля, электронного блока управления двигателем, исполнительных элементов ДВС.

Полезная модель относится к локационным системам обеспечения безопасности автомобиля во время движения.

Известен радар безопасности движения автомобильного транспорта (патент на изобретение РФ 2092869, кл. G01S 13/93; 10.10.1997), предназначенный для использования в качестве датчика системы предупреждения водителей о возможном столкновении автомобиля с препятствием и использующий радиосигнал для оценки скорости сближения, расстояния до препятствия и путевой скорости.

Известна радиолокационная система для предотвращения столкновения транспортных средств (патент на изобретение РФ 2111505, кл. G01S 13/00; 20.05.1998), предназначенная для обнаружения препятствия впереди находящегося в движении транспортного средства.

Недостатком указанных устройств является использование громоздкой аппаратуры и необходимость получения разрешения на работу в соответствующем частотном диапазоне.

Известно «Устройство предупреждения столкновения автомобиля с препятствием» (патент на изобретение РФ 2348948, кл. G01S 13/93; 10.03.2009), содержащее приемопередающую оптическую систему, импульсный дальномерный и непрерывный доплеровский оптические локаторы, систему обработки информации, систему светового и систему звукового предупреждения, измеритель собственной скорости автомобиля, причем приемопередающая оптическая система выполнена несканирующей и формирующей стационарные по отношению к автомобилю диаграммы направленности оптических локаторов., Недостатками данного, устройства являются отсутствие контроля скорости перемещения препятствия поперек полосы движения и отсутствие формирования управляющих сигналов для системы рулевого управления автомобиля.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) является «Устройство для предотвращения лобового столкновения автомобилей» (патент на полезную модель РФ 112447, кл. G01S 13/00; G01S 13/93), включающего приемопередающую оптическую систему, импульсный дальномерный и непрерывный доплеровский оптические локаторы, систему светового и систему звукового предупреждения, измеритель собственной скорости автомобиля.

Недостатками данного устройства является отсутствие контроля транспортных средств в полосе, куда происходит перестроение, а также отсутствие управляющих сигналов для двигателя автомобиля.

Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является повышение безопасности автомобиля при угрозе возникновения лобового столкновения за счет контроля присутствия ТС в полосе, куда происходит перестроение, а также формирования управляющего сигнала для двигателя автомобиля.

Техническое решение, достигается за счет того, что устройство для предотвращения лобового столкновения автомобилей, включает в себя приемопередающую оптическую систему, импульсный дальномерный и непрерывный доплеровский оптические локаторы, систему светового и систему звукового предупреждения, измеритель собственной скорости автомобиля, также в устройство дополнительно введены первый и второй модули ультразвуковых датчиков, блок определения положения встречного автомобиля в полосе движения и скорости поперечного смещения, блок определения дальности и скорости сближения, блок определения возможности уклонения от столкновения, блок расчета траектории, блок формирования сигналов управления, задатчик режима, электроусилитель руля (ЭУР), систему рулевого управления, боковой ультразвуковой датчик для контроля полосы справа от автомобиля, телекамера совместно с ультразвуковым датчиком для контроля «слепой» зоны и пространства сзади автомобиля, электронный блок управления двигателем, исполнительные элементы ДВС, причем приемопередающая оптическая система подключена ко входу блока импульсного дальномерного и непрерывного доплеровского оптических локаторов, который соединен со входом блока определения дальности и скорости сближения, выходы первого и второго модулей ультразвуковых датчиков подключены соответственно к первому и второму входам блока определения положения встречного автомобиля в полосе движения и скорости поперечного смещения, выход блока определения положения встречного автомобиля в полосе движения и скорости поперечного смещения подключен ко вторым входам блока определения возможности уклонения от столкновения и блока расчета траектории, первые входы этих блоков соединены с выходом измерителя собственной скорости автомобиля, а третьи входы этих же блоков подключены к выходу блока определения дальности и скорости сближения, к четвертому и пятому входам блока определения возможности уклонения от столкновения подключены боковой ультразвуковой датчик для контроля полосы справа от автомобиля и телекамера совместно с ультразвуковым датчиком для контроля «слепой» зоны и пространства сзади автомобиля, соответственно, первый выход блока определения возможности уклонения от столкновения соединен со входом системы светового предупреждения, а второй выход этого же блока - с системой звукового предупреждения, сигнал с выхода блока расчета траектории подается на первый вход блока выработки сигналов управления, на второй вход которого поступает сигнал с выхода задатчика режима, первый выход блока формирования сигналов управления подключен ко входу электроусилителя руля (ЭУР), выход которого соединен со входом системы рулевого управления, а второй выход блока формирования сигналов управления соединен с электронным блоком управления двигателем, выход которого подключен к исполнительным элементам ДВС.

Сущность полезной модели поясняется с помощью фиг.1, где представлена схема заявленного устройства для предотвращения лобового столкновения автомобилей.

Устройство содержит (см. фиг.1) приемопередающую оптическую систему 1, первый и второй модули ультразвуковых датчиков 2 и 3, импульсный дальномерный и непрерывный доплеровский оптические локаторы 4, измеритель собственной скорости автомобиля 5, блок определения положения встречного автомобиля в полосе движения и скорости поперечного смещения 6, блок определения дальности и скорости сближения 7, блок определения возможности уклонения от столкновения 8, блок расчета траектории 9, систему светового предупреждения 10, систему звукового предупреждения 11, блок формирования сигналов управления 12, задатчик режима 13, электроусилитель руля (ЭУР) 14, систему рулевого управления 15, боковой ультразвуковой датчик для контроля полосы справа от автомобиля 16, телекамера совместно с ультразвуковым датчиком для контроля "слепой" зоны и пространства сзади автомобиля 17, электронный блок управления двигателем 18, исполнительные элементы ДВС 19, причем приемопередающая оптическая система 1 подключена ко входу блока 4 импульсного дальномерного и непрерывного доплеровского оптических локаторов, который соединен со входом блока определения дальности и скорости сближения 7, выходы первого и второго модулей ультразвуковых датчиков (2 и 3) подключены соответственно к первому и второму входам блока 6 определения положения встречного автомобиля в полосе движения и скорости поперечного смещения, выход блока определения положения встречного автомобиля в полосе движения и скорости поперечного смещения 6 подключен ко вторым входам блока определения возможности уклонения от столкновения 8 и блока расчета траектории 9, первые входы этих блоков соединены с выходом измерителя собственной скорости автомобиля 5, а третьи входы этих же блоков подключены к выходу блока определения дальности и скорости сближения 7, к четвертому и пятому входам блока определения возможности уклонения от столкновения 8 подключены боковой ультразвуковой датчик для контроля полосы справа от автомобиля 16 и телекамера совместно с ультразвуковым датчиком для контроля «слепой» зоны и пространства сзади автомобиля 17, соответственно, первый выход блока определения возможности уклонения от столкновения 8 соединен со входом системы светового предупреждения 10, а второй выход этого же блока - с системой звукового предупреждения 11, сигнал с выхода блока расчета траектории 9 подается на первый вход блока выработки сигналов управления 12, на второй вход которого поступает сигнал с выхода задатчика режима 13, первый выход блока формирования сигналов управления 12 подключен ко входу электроусилителя руля (ЭУР) 14, выход которого соединен со входом системы рулевого управления 15, а второй выход блока формирования сигналов управления 12 соединен с электронным блоком управления двигателем 18, выход которого подключен к исполнительным элементам ДВС.

Устройство работает следующим образом. Через приемопередающую оптическую систему 1 импульсный дальномерный и непрерывный доплеровский оптические локаторы 4 постоянно получают информацию об обстановке в полосе движения автомобиля (автомобиль 1) и выдают сигналы в блок определения дальности и скорости сближения 7. При появлении встречного автомобиля (автомобиль 2) и сближении на определенное расстояние на входы блока 6 определения положения встречного автомобиля в полосе движения и скорости поперечного смещения поступают сигналы с выходов первого и второго модулей ультразвуковых датчиков (2 и 3). Набор выходных сигналов трех блоков: измерителя собственной скорости автомобиля 5, блока определения положения встречного автомобиля в полосе движения и скорости поперечного смещения 6 и блока определения дальности и скорости сближения 7 одновременно поступает на две группы входов: блока определения возможности уклонения от столкновения 8 и блока расчета траектории 9. Если блок 8 обнаруживает опасность лобового столкновения, то он активирует систему светового предупреждения 10 и систему звукового предупреждения 11. Одновременно определяется возможность уклонения от лобового столкновения, даже если при этом удар придется в заднюю часть кузова автомобиля; при этом учитываются ограничения на радиус поворота, исключающие опрокидывание автомобиля 1 во время маневра. Если уклонение возможно, то выдается разрешающий сигнал с блока 8 на блок расчета траектории 9 и эта информация передается в блок выработки сигналов управления 12, который управляет не только передними колесами, но и задает динамику автомобиля, т.е. он может уходить от столкновения с ускорением. Блок контроля соседней полосы может ограничить выполнение маневра в том случае если этапа полоса занята, причем этот блок контролирует наличие ТС в том числе и в слепой зон автомобиля. Передача сформированных сигналов управления дальше на электроусилитель руля (ЭУР) 14 возможна только в том случае, когда задатчик режима 13 установлен в положение «Автомат», то есть сам водитель считает, что не обладает достаточным опытом для выполнения столь сложного и ответственного маневра. Выходной сигнал с электроусилителя руля (ЭУР) 14 поступает на систему рулевого управления 15, тем самым реализуя маневр уклонения от лобового столкновения. Если задатчик режима 13 установлен в положение «Ручное», то система рулевого управления 15 работает в штатном режиме, отрабатывая управление, задаваемое водителем с помощью рулевого колеса, а предлагаемое устройство обеспечивает работу систем световой и звуковой индикации.

Устройство для предотвращения лобового столкновения автомобилей, включающее приемопередающую оптическую систему, импульсный дальномерный и непрерывный доплеровский оптические локаторы, систему светового и систему звукового предупреждения, измеритель собственной скорости автомобиля, отличающееся тем, что в устройство дополнительно введены первый и второй модули ультразвуковых датчиков, блок определения положения встречного автомобиля в полосе движения и скорости поперечного смещения, блок определения дальности и скорости сближения, блок определения возможности уклонения от столкновения, блок расчета траектории, блок формирования сигналов управления, при этом, если уклонение возможно, то выдается разрешающий сигнал с блока определения возможности уклонения от столкновения на блок расчета траектории и эта информация передается в блок формирования сигналов управления, задатчик режима, электроусилитель руля (ЭУР), систему рулевого управления, боковой ультразвуковой датчик для контроля полосы справа от автомобиля, телекамера совместно с ультразвуковым датчиком для контроля «слепой» зоны и пространства сзади автомобиля, электронный блок управления двигателем, исполнительные элементы ДВС, причем приемопередающая оптическая система подключена ко входу блока импульсного дальномерного и непрерывного доплеровского оптических локаторов, который соединен со входом блока определения дальности и скорости сближения, выходы первого и второго модулей ультразвуковых датчиков подключены соответственно к первому и второму входам блока определения положения встречного автомобиля в полосе движения и скорости поперечного смещения, выход блока определения положения встречного автомобиля в полосе движения и скорости поперечного смещения подключен ко вторым входам блока определения возможности уклонения от столкновения и блока расчета траектории, первые входы этих блоков соединены с выходом измерителя собственной скорости автомобиля, а третьи входы этих же блоков подключены к выходу блока определения дальности и скорости сближения, к четвертому и пятому входам блока определения возможности уклонения от столкновения подключены боковой ультразвуковой датчик для контроля полосы справа от автомобиля и телекамера совместно с ультразвуковым датчиком для контроля «слепой» зоны и пространства сзади автомобиля, соответственно, первый выход блока определения возможности уклонения от столкновения соединен со входом системы светового предупреждения, а второй выход этого же блока - с системой звукового предупреждения, сигнал с выхода блока расчета траектории подается на первый вход блока выработки сигналов управления, на второй вход которого поступает сигнал с выхода задатчика режима, первый выход блока формирования сигналов управления подключен ко входу электроусилителя руля (ЭУР), выход которого соединен со входом системы рулевого управления, а второй выход блока формирования сигналов управления соединен с электронным блоком управления двигателем, выход которого подключен к исполнительным элементам ДВС.



 

Похожие патенты:

Интеллектуальная светодиодная система освещения и энергосберегающий светильник интеллектуальной светодиодной системы освещения относятся к энергосберегающим светодиодным системам освещения и может быть использована для организации управляемого освещения в отдельном помещении здания или сооружения.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в аэрологических радиозондах (АРЗ) систем радиозондирования атмосферы для измерения дальности до радиозонда импульсным методом, пеленгации по угловым координатам и передачи телеметрической информации на одной несущей частоте, также может быть использовано для построения высокостабильных и экономичных приемо-передающих устройств систем радиолокации и связи
Наверх