Ремонтный комплект тормозных накладок для тормозных колодок транспортных средств

 

Полезная модель относится к машиностроению и касается ремонтного комплекта тормозных накладок для тормозных колодок транспортных средств, особенно грузовых автомобилей. В ремонтный комплект входят тормозные фрикционные накладки, имеющие отверстие для заклепок, сверленные и проточенные в паре, и алюминиевые заклепки для крепления накладок к тормозным колодкам. Сами тормозные накладки представляют собой цилиндрические разнотолщинные обечайки каплевидной (серповидной) формы, при этом толщина одного конца накладки составляет 8,0-17,0 мм, толщина другого конца накладки составляет 12,0-20,0 мм, толщина середины накладки составляет 15,0-24,0 мм. Указанные особенные характеристики тормозных накладок, проточенных и сверленных в паре, в совокупности с алюминиевыми заклепками, которые легко расклепываются подручными простыми средствами, в совокупности обеспечивают быструю замену тормозных накладок, обеспечивая безопасность транспортных средств. 3 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения и касается создания ремонтного комплекта, содержащего фрикционные тормозные накладки, для транспортных средств, в частности, грузовых автомобилей, сельхозтехники и заклепки для крепления их к тормозным колодкам.

Тормозная система предназначена для уменьшения скорости движения и/или остановки транспортного средства. Она также позволяет удерживать транспортное средство от самопроизвольного движения во время стоянки.

Первые тормозные системы применялись еще на гужевом транспорте. Лошадь разгоняла повозку до относительно больших скоростей и сама не справлялась с ее остановкой. Первые механизмы тормозили само колесо посредством ручного рычага или системы рычагов. Деревянная колодка, иногда - с обитой кожей поверхностью прижималась к ободу колеса, затормаживая его. В сырую погоду это было малоэффективно.

С тех пор тормозной механизм прошел серьезную эволюцию. Наибольшее развитие в разработке тормозных систем произошло с появлением автомобиля.

Первые автомобили использовали тот же самый колодочный тормоз, что и конные экипажи. Например, на первых автомобилях Бенца колеса тормозились именно колодками, обитыми кожей. Это было малоэффективно, к тому же кожа быстро истиралась, и на протяжении поездки порой приходилось несколько раз менять кожаные накладки. Усовершенствованный вариант этого механизма используется до сих пор на наиболее простых и малоскоростных велосипедах, правда, колодки теперь делают из металла, накладки - из фрикционного материала, и располагают их по бокам от обода колеса.

Таким образом, в состав тормозной системы входят тормозные колодки, содержащие фрикционные тормозные накладки, которые крепятся к этим тормозным колодкам. При этом совершенно очевидным является то, что срок службы тормозных колодок зависит от срока службы фрикционных накладок.

Известны различные фрикционные накладки для тормозных колодок, выполненные из различных материалов, обладающих фрикционными свойствами, имеющие различные формы и размеры. При создании фрикционных накладок стараются решать проблемы, во-первых, увеличения срока эксплуатации их, и, во-вторых, обеспечить быструю (оперативную) замену их на тормозных колодках по мере их износа.

Известна, например, фрикционная накладка, содержащая отверстия под заклепки и имеющая форму части разнотолщинной цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и плоскими боковыми поверхностями (см. патент РФ 77925, МПК F16D 65/08 (2006.01), 2008 г.). Отсутствие скосов на боковых поверхностях снижает надежность и эксплуатационные характеристики этих накладок.

Известна другая фрикционная накладка, которая выполнена из полимерного фрикционного композита, и представляет собой часть цилиндрической обечайки переменной толщины (H) в рабочей зоне (зоне, соответствующей поверхности фрикционного контакта при эксплуатации). Для накладки, имеющей боковые скосы, толщина H определяется применительно к рабочей поверхности накладки как минимальная H1 и максимальная H2. Если накладка не имеет боковых скосов, то H 1 и H2 определяются для краев накладки. Разность H2 и H1 определяет градиент толщины накладки в зоне рабочей поверхности. Длина L накладки по дуге внутренней (не рабочей) поверхности соотносится с градиентом толщины накладки как 35÷36, то есть

где H2 - толщина толстого края накладки; Hi - толщина тонкого края накладки. (RU 82476 U1. 27.04.2009).

Известна другая фрикционная накладка, выполненная из полимерного фрикционного композита и имеющая форму части разнотолщинной цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и плоскими боковыми цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и плоскими боковыми поверхностями со скосами (см. патент РФ 2230240, МПК7 F16D 69/02, 2004 г.).

Недостатком ее является снижение эксплуатационных характеристик из-за отсутствия в накладке отверстий под заклепки, которые необходимо выполнить при монтаже накладки к металлической колодке в непроизводственных условиях, что может привести к разрушению в процессе эксплуатации части накладки (по внешней поверхности обечайки) в зоне отверстий на тонком конце накладки из-за ослабления стенок отверстий со стороны скоса, и накладка не обеспечивает контроль износа накладки.

Известны ремонтные комплекты тормозных накладок для тормозных колодок, которые содержат фрикционные тормозные накладки, заклепки для соединения (крепления) фрикционных тормозных накладок с металлическим каркасом тормозной колодки; при этом тормозные накладки представляют собой часть цилиндрической обечайки и выполнены серповидными (один конец накладки толще другого), а заклепки изготовлены из алюминия, меди или латуни (М.П.Александров и др. "Тормозные устройства".. Справочник, М., Машиностроение, 1985, гл. 8.3. "Конструкции фрикционных накладок", с.294-297).

Все известные описанные фрикционные накладки, независимо от того, из какого материала они изготовлены, в процессе эксплуатации изнашиваются, и по мере износа их требуется замена их. Тормозные накладки, имеющие отверстия для заклепок или содержащие в своем комплекте заклепки для крепления их к тормозным колодкам, совершенно очевидно, обладают рядом преимуществ перед тормозными накладками, не имеющие ни отверстий для заклепок, ни самих заклепок в комплекте.

Поэтому по-прежнему является актуальным создание тормозных накладок, обладающих хорошими фрикционными свойствами, способствующих повышению срока эксплуатации их, а также позволяющих осуществить быструю замену изношенных тормозных накладок на тормозных колодках.

Итак, технической задачей заявленной полезной модели является создание тормозных накладок, обеспечивающих возможность быстрой замены изношенных тормозных накладок на тормозных колодках и расширение ассортимента таких тормозных накладок для тормозных колодок.

Таким образом, технической задачей, решаемой этими заявками, является создание и расширение ассортимента таких тормозных накладок в сочетании с заклепками (в данном случае алюминиевыми) для тормозных колодок транспортных средств, в особенности грузового транспорта, которые бы обеспечивали быструю и простую замену изношенных тормозных накладок, что в итоге обеспечивает и повышает безопасность автомобильной техники.

Поставленная техническая задача достигается оригинальным ремонтным комплектом, который содержит все необходимые детали для быстрой замены тормозных накладок по мере изнашивания старых накладок, что, в целом, служит обеспечению безопасности автомобильной техники.

Итак, техническая задача достигается тем, что ремонтный комплект для тормозных колодок транспортных средств содержит фрикционные тормозные накладки, причем каждая пара, входящая в комплект, составляется из пары двух состыкованных накладок, сверленных и проточенных в паре), и алюминиевые заклепки для крепления тормозных накладок к тормозным колодкам, при этом накладки представляют собой цилиндрические разнотолщинные обечайки каплевидной (серповидной) формы, при этом толщина одного конца накладки, проточенной в паре, составляет 8-17 мм, другого конца 16-24 мм, второй накладки (состыкованной с первой и образующей с ней тормозную накладку в целом) - одного конца 15-24 мм, другого конца этой же накладки - 12-20 мм.

При этом диаметр обечайки соответствует диаметру тормозного барабана автомобиля, в частности, грузового автомобиля.

Подобранные экспериментально размеры (толщина) разнотолщинной фрикционной тормозной накладки обеспечивают ей форму, близкую к каплевидной форме, что в совокупности с особым способом получения (изготовления) их обеспечивает длительную эксплуатацию их, а также своевременную быструю оперативную замену тормозных накладок. В ремонтный комплект тормозных накладок, в зависимости от назначения (предназначения) комплекта (на колесо, мост, одну колодку), входят несколько штук попарно обработанных (попарно проточенных) и просверленных тормозных накладок. Механообработка в паре (накладок) дает хороший технический эффект получения каплевидной формы.

Тормозные накладки изготавливают формованием (формовкой), далее, для получения ремкомплектов, они сверлятся, протачиваются в паре, что, в совокупности с другими признаками, способствует быстрой замене изношенных тормозных накладок.

В комплект входят алюминиевые заклепки, так как их легко расклепывать при быстрой замене тормозных накладок подручными средствами (молоток и т.д.), в то время как при установке тормозных накладок на каркас тормозной колодки с помощью стальных заклепок нужны дополнительно специальные бойки для расклепки заклепок (см. фиг.1).

В ремонтный комплект тормозных накладок на один мост грузового автомобиля, в частности, необходимо 8 штук накладок и 64 заклепки; на одно колесо грузового автомобиля, например, необходимы 4 шт. накладок и 32 заклепки; на одну тормозную колодку, например, необходимо 2 накладки и 16 заклепок.

При ремонте (замене) обычно меняется одна колодка, на которую накладываются 2 накладки. Для того, чтобы тормозной момент на мосту автомобиля был одинаков, тормозные накладки меняют сразу на обоих колесах.

Диаметр отверстий под заклепку на накладке для грузовых автомобилей равен приблизительно 8-10 мм; расстояние между отверстиями под заклепку на разных типах грузовых автомобилей разное и задается сразу на каркасе тормозной колодки и по ним делается ремонтный комплект.

Контроль износа тормозной накладки, являющейся предметом данной полезной модели, осуществляется визуально. На щитке суппорта тормозного барабана колеса грузовых автомобилей имеется специальное небольшое окно для визуального наблюдения степени износа.

На фиг.1 и фиг.2 представлена тормозная накладка, входящая в состав ремонтного комплекта, являющегося объектом заявленной полезной модели. Согласно представленным фиг.1 и 2, тормозная накладка имеет форму цилиндрической обечайки «каплевидной» формы. Толщина одного (1, фиг.2) конца накладки составляет 12-20 мм, толщина другого (2, фиг.2) конца накладки составляет 8-17 мм, толщина серединной части (середины) накладки (3, фиг.2 - место состыковки двух накладок, составляющих накладку в целом) составляет 15-24 мм.

В ремонтный комплект тормозных накладок входят алюминиевые заклепки.

Ниже даны некоторые пояснения к фиг.1, и пояснения, касающиеся самого процесса замены тормозной накладки.

1. Алюминиевую заклепку поз.3 расклепать подручными средствами, обеспечив плотное прилегание головки заклепки в накладке и плотную посадку цилиндрической части заклепки в колодке.

2. Размер Б проверять при установке по поверхностям Д и Д1.

3. В зоне заклепки на расстоянии от оси 15 мм зазор не допускается.

4. В отдельных местах допускается зазор между накладкой и колодкой не более 0,1 мм. Проверку проводить щупом толщиной 0,1 мм и шириной 10 мм.

5. Неуказанные предельные отклонения по ОСТ 37.001.246-82.

6. Размеры обеспечить инструментом. Приемку проводить по контрольному образцу продукции.

7. Данные для проектирования техн. оснастки.

Итак, на фиг.1 представлена колодка с тормозной накладкой, где 1 - тормозная колодка; 2 - тормозная накладка; 3 - заклепка, с помощью которой накладка крепится к колодке. Все указанные характеристики тормозных накладок, сверленных и проточенных в паре, в сочетании с алюминиевыми заклепками, входящими в ремонтный комплект, в совокупности обеспечивают безопасность автомобильной техники, в частности, особенно грузовых (тяжелых) автомобилей, за счет возможности обеспечить быструю замену тормозных фрикционных накладок с учетом осуществления контроля над износом этих тормозных накладок.

Таким образом, данная полезная модель является промышленно применимой (востребованной) и обладает новизной.

На фиг.1, 2 представлена накладка с заклепками на колодке.

На фиг.3 представлена накладка в общем виде в составе ремонтного комплекта.

Ремонтный комплект для тормозных колодок транспортных средств, содержащий фрикционные тормозные накладки, причем каждая пара, входящая в комплект, составляется из двух состыкованных накладок, сверленных и проточенных в паре, и алюминиевые заклепки для крепления тормозных накладок к тормозным колодкам, при этом накладки представляют собой цилиндрические разнотолщинные обечайки каплевидной (серповидной) формы, при этом толщина одного конца накладки, проточенной в паре, составляет 8-17 мм, другого конца 15-24 мм, второй накладки, состыкованной с первой и образующей вместе с ней тормозную накладку в целом, одного конца - 15-24 мм, другого конца этой же накладки 12-20 мм.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к различным не содержащим меди фрикционным изделиям, например, тормозным колодкам и накладкам автомобилей (мазда, хонда, мерседес, ауди, шкода, мицубиси, ниссан), тракторов и др.

Полезная модель относится к области управления дорожной сигнализацией

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к локомотивам и вагонам относится, к части исполнительного (фрикционного) механизма тормозной рычажной передачи

Полезная модель относится к фрикционным поглощающим аппаратам автосцепных устройств грузовых вагонов

Полезная модель относится к области машиностроения, в частности к фрикционным тормозным накладкам в комплекте с заклепками, используемым в барабанных тормозных механизмах колес транспортных средств
Наверх