Съемник для извлечения полых изделий

 

Полезная модель направлена на создание съемника с надежной фиксацией извлекаемых полых изделий при одновременном упрощении его конструкции, сборки и эксплуатации. Указанный технический результат достигается тем, что в съемнике для извлечения полых изделий, содержащем связанный с силовым болтом опорный элемент и рабочий орган в виде установленного на штоке раздвижного элемента, последний выполнен в виде разрезной оправки, на одном конце которой размещен упорный буртик, а на другом - зажимные участки с элементами зацепления. Разрезная оправка выполнена в виде двух зеркальных боковин, оппозитно установленных на штифтах с образованием полости для осевого перемещения штока. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к ручным инструментам, которые могут быть использованы в любой отрасли хозяйства для захвата, надежной фиксации и извлечения полых изделий в процессе их извлечения из труднодоступных мест, например, агрегатов автомобиля.

В процессе ремонта автомобилей ВАЗ возникает ряд технологических трудностей, а именно замена в труднодоступных местах, например, направляющих труб с уплотнительными кольцами, так называемых «свечных колодцев» в головке блока цилиндров автомобиля. Согласно источнику информации «ВА3-2110i,-2111i,-2112i. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. М.: ООО "ИДТР", 2009. С.61-62» для этого необходимо снять указанную головку блока цилиндров, осуществив при этом свыше 40 действий.

Из уровня техники известен способ удаления изношенных деталей из агрегатов автомобиля, основанный на использовании специального приспособления (Сархошьян Г.Н., Хлявич А.И. Ремонт автомобиля ГА3-21 «Волга». М.: Транспорт, 1969. С.121, рис.87). Данное приспособление состоит из специальных захватов и упорного винтового прижима. В процессе работы захваты фиксируют корпус ремонтируемого агрегата, а винтовой прижим выдавливает изношенную деталь.

Однако указанное приспособление для съема не позволяет удалять изношенные детали из агрегатов автомобиля, расположенные в труднодоступных местах.

Известен также съемник (см., например, авторское свидетельство СССР 1269987, МПК B25B 27/00, опубл. 15.11.1986), содержащий коаксиально установленные втулку, выполненную в виде цанги, на лепестках которой расположены зубья, и тягу, снабженную коническим наконечником. Тяга имеет возможность осевого перемещения внутри цанги. Цанга внутренней поверхностью лепестков взаимодействует с коническим наконечником. В такой конструкции захват извлекаемой детали осуществляется внедрением в нее зубьев, расположенных на лепестках цанги, раздвигаемых за счет воздействия конического наконечника тяги на внутреннюю поверхность лепестков. В конструкции также предусмотрено вращение цанги для прорезания канавки в извлекаемой детали.

В книге В.М.Семенова. Нестандартный инструмент для разборочно-сборочных работ. М.: Колос, 1970 г. отмечается, что винтовые съемники вследствие простоты конструкции широко распространены. Их основной деталью является силовой винт, ввернутый в траверсу. К траверсе присоединены тяги (рис.143 книги Семенова), которые, в свою очередь, удерживают захваты. Отмечается, что изношенную резьбу восстановить сложно. Из-за чего в траверсе на месте резьбового отверстия устанавливают гайку. Недостатком известного винтового съемника является связь захватов с траверсой тягами, что снижает жесткость конструкции и удобство обслуживания, а, кроме того, этот съемник не позволяет проводить демонтаж деталей за внутренние выступы (впадины).

Особенностью винтовых съемников, описанных в справочнике Яковлева В.Н. Справочник слесаря-монтажника. Изд. 3, переработанное и дополненное. М.: Машиностроение, 1976 г., стр.184-185, является то, что они обеспечивают съем детали захватами и силовым винтом, упором винта в контрдеталь. Недостатком этих съемников является возможность деформации траверсы при наибольших нагрузках или снижение осевого усилия из-за недостаточной прочности траверсы. Малая надежность и ремонтопригодность вызывается износом резьбы в траверсе, а нетехнологичность изготовления вызвана необходимостью усиливать опасное сечение траверсы в месте соединения с силовым винтом за счет увеличения поперечного и/или продольного профиля траверсы.

Наиболее близким к заявляемой полезной модели по технической сущности и достигаемому при использовании полезной модели техническому результату является съемник для извлечения полых изделий (см. авторское свидетельство СССР N 368977, МПК B23P 19/04, опубл. 11.05.1973), содержащий связанный с силовым болтом опорный элемент и рабочий орган в виде установленного на штоке раздвижного элемента. Особенностью съемника является наличие дополнительных захватов, шарнирно соединенных с втулкой, установленной на силовом винте, при этом раздвижной захват выполнен в виде подпружиненной цанги. Известный съемник не позволяет извлекать изношенные детали из агрегатов автомобиля, расположенные в труднодоступных местах.

Технической задачей настоящей полезной модели, заключалась в создании съемника, свободного от указанных недостатков, присущих техническим решениям, представляющим известный уровень техники, с надежной фиксацией извлекаемых полых изделий при одновременном упрощении его конструкции.

Технический результат от использования полезной модели состоит в том, что она позволяет создать съемник достаточно простой в изготовлении, сборке и эксплуатации.

Задача, положенная в основу настоящей полезной модели, с достижением заявленного технического результата, решается тем, что в съемнике для извлечения полых изделий, содержащем связанный с силовым болтом опорный элемент и рабочий орган в виде установленного на штоке раздвижного элемента, последний выполнен в виде разрезной оправки, на одном конце которой размещен упорный буртик, а на другом - зажимные участки с элементами зацепления, при этом оправка выполнена в виде двух зеркальных боковин, оппозитно установленных на штифтах с образованием полости для осевого перемещения штока внутри оправки.

Кроме того, опорный элемент выполнен в виде струбцины, в губках которой выполнены монтажные отверстия, причем на верхней губке соосно с последними закреплена гайка, а монтажное отверстие в нижней губке имеет U-образную форму.

Кроме того, элементы зацепления выполнены в виде кольцевых выступов прямоугольной формы.

Кроме того, штифты закреплены в одной из боковин, а оси штифтов расположены в плоскости, перпендикулярной оси симметрии съемника.

Выполнение раздвижного элемента в виде разрезной оправки, состоящей из двух зеркальных боковин, оппозитно установленных на штифтах с образованием полости для осевого перемещения штока внутри оправки и снабженных элементами зацепления, позволяет значительно упростить не только конструкцию съемника, но и сам процесс извлечения «свечных колодцев» из головки блока цилиндров автомобиля.

Проведенный сопоставительный анализ предложенного технического решения с выявленными аналогами уровня техники, из которого полезная модель явным образом не следует для специалиста по ремонту автомобилей, показал, что она не известна, а с учетом возможности промышленного изготовления съемника, можно сделать вывод о ее соответствии критериям патентоспособности.

Предпочтительные варианты исполнения полезной модели описываются далее на основе представленных чертежей, где:

- на фиг.1 изображен заявляемый съемник в сборе, разрез;

- на фиг.2 изображен раздвижной элемент - разрезная оправка в сборе;

- на фиг.3 - то же вид сверху, на фиг.2;

- на фиг.4 представлен общий вид одной из боковин оправки;

- на фиг.5 изображен заявляемый съемник в сборе, аксонометрия. В графических материалах соответствующие конструктивные элементы обозначены следующим позициями:

1. - силовой болт;

2. - гайка;

3. - струбцина;

4. - шток;

5. - боковина правая разрезной оправки;

6. - боковина левая разрезной оправки;

7. - резьбовая часть штока;

8. - упорный буртик;

9. - элементы зацепления;

10. - штифт верхний;

11. - штифт нижний.

Силовой болт 1 ввернут в гайку 2 (возможно выполнение в виде резьбовой втулки), жестко закрепленную на верхней губке струбцины 3. Соосно с гайкой 2 в губках струбцины 3 выполнены монтажные отверстия, причем в нижней губке монтажное отверстие имеет U -образную форму. Силовой болт 1 упирается в шток 4, который с зазором охватывает разрезная оправка, выполненная в виде двух зеркальных боковин правой 5 и левой 6, оппозитно установленных на штифтах 10 и 11 с образованием полости для осевого перемещения штока 4 внутри оправки. На одном конце разрезной оправки (боковинах 5 и 6) размещен упорный буртик 8, а на другом - зажимные участки с элементами зацепления 9, которые выполнены в виде кольцевых выступов прямоугольной формы. Один конец штока 4 выполнен с резьбовым участком (наружная резьба М14×1,25), а другой - с участком «под ключ». На внутренней поверхности одной из боковин закреплены штифты 10 и 11, причем последние частично утоплены в тело боковины для обеспечения возможности осевого перемещения штока 4 внутри разрезной оправки.

При замене уплотнительных колец «свечного колодца» заявляемый съемник для извлечения полых изделий работает следующим образом.

Предварительно отсоединяют провод «массы» от аккумуляторной батареи, отворачивают гайки крепления декоративного кожуха двигателя и снимают его. При замене уплотнительных колец, например, одного «свечного колодца» отсоединяют высоковольтный провод от свечи зажигания, выкручивают ее из головки блока цилиндров и вынимают. Закручивают шток 4 в свечное отверстие головки блока цилиндров, при этом шток 4 служит направляющей для правой 5 и левой 6 боковин разрезной оправки и упором для силового болта 1 струбцины 3. Боковины 5 и 6 разрезной оправки опускают по штоку, соединяя их вместе по полуцилиндрическим поверхностям контакта штифтов 10, 11 и одной из боковин. Заводят шток 4 в U-образное монтажное отверстие нижней губки струбцины 3 и защелкивают ее за упорный буртик 8 оправки (боковин 5 и 6). Съемник для извлечения полых изделий готов к работе. В дальнейшем осуществляют следующие действия: закручивают силовой болт 1 на струбцине 3, при этом болт упирается в шток 4, который выпрессовывает съемник и за счет элементов зацепления 9 боковин 5 и 6 обеспечивает съем «свечного колодца». Вынимают съемник вместе со «свечным колодцем», откручивают силовой болт 1 струбцины 3, снимают последнюю и раздвигают боковины 5 и 6 съемника, вынимая их «свечного колодца». Меняют уплотнительные кольца на «свечном колодце», вставляют съемник, сжимают и опускают по штоку 4. Уплотнительные кольца упрутся в посадочное место, легким ударом руки или молотка «свечной колодец» сажают на посадочное место.

Раздвигают боковины 5 и 6 съемника, вынимают их и выкручивают шток 4. Закручивают свечу зажигания, подсоединяют высоковольтный провод, ставят на место декоративный кожух и заворачивают гайки крепления. Можно заводить.

Для удаления «свечных колодцев» из головки блока цилиндров автомобилей ВАЗ с объемом двигателя 1,5 л был изготовлен съемник с длиной штока 250 мм и наружным диаметром 10 мм, на одном конце которого выполнен квадрат под ключ 8×8 мм, а на другом - резьба М14×1,25. Длина разрезной оправки составила 158 мм, разжимные участки боковин с элементами зацепления были выполнены диаметром 28 мм, а упор - диаметром 34 мм. Съемник Заявляемая полезная модель позволяет быстро извлекать детали типа «свечных колодцев» из головки блока цилиндров за 10-15 мин по сравнению 1.5-2,0 часами применяемой технологии замены уплотнительных колец «свечных колодцев» в условиях автосервиса. Съемник для извлечения полых изделий достаточно простой в изготовлении, сборке и эксплуатации. Другим преимуществом предлагаемой полезной модели является снижение материалоемкости и повышение технологичности изготовления. Съемник для извлечения полых изделий можно изготовить на стандартном оборудовании в любой мастерской по ремонту автомобилей.

1. Съемник для извлечения полых изделий, содержащий связанный с силовым болтом опорный элемент и рабочий орган в виде установленного на штоке раздвижного элемента, отличающийся тем, что раздвижной элемент выполнен в виде разрезной оправки, на одном конце которой размещен упорный буртик, а на другом - зажимные участки с элементами зацепления, при этом оправка выполнена в виде двух зеркальных боковин, оппозитно установленных на штифтах с образованием полости для осевого перемещения штока внутри оправки.

2. Съемник по п.1, отличающийся тем, что опорный элемент выполнен в виде струбцины, в губках которой выполнены монтажные отверстия, причем на верхней губке соосно с последними закреплена гайка, а монтажное отверстие в нижней губке имеет U-образную форму.

3. Съемник по п.1, отличающийся тем, что элементы зацепления выполнены в виде кольцевых выступов прямоугольной формы.

4. Съемник по п.1, отличающийся тем, что штифты закреплены в одной из боковин, а оси штифтов расположены в плоскости, перпендикулярной оси симметрии съемника.



 

Похожие патенты:

Машина для погружения, установки, закручивания, завинчивания металлических винтовых свай-фундаментов опор линий автоблокировки зса-1 относится к строительству, более конкретно, к машинам для установки металлических винтовых свай-фундаментов с «поля» под опоры автоблокировки в грунтах до IV группы на железных дорогах Российской Федерации.

Изобретение относится к устройствам зарядки аккумуляторов портативных устройств (мобильных телефонов, ноутбуков, КПК), а именно, к терминалам, устанавливаемым в общественных местах

Данная полезная модель разработана для режимов движения, при которых активно выделяется копоть. Наличие прорезей на электродах свечи зажигания снижает токовую нагрузку на торец электрода, а также улучшает условия искрообразования, увеличивает КПД двигателя и повышает срок службы искровой свечи.

Полезная модель относится к электрооборудованию железнодорожного транспорта, конкретно к комплексу электрооборудования для пассажирских вагонов железнодорожного транспорта
Наверх