Автоматизированный комплекс обеспечения проведения гидрометеорологических измерений в штормовых условиях с движущихся объектов

 

Полезная модель относится к области гидрометеорологических измерений и океанологии, конкретно к Автоматизированным комплексам обеспечения проведения гидрометеорологических измерений в штормовых условиях с движущихся объектов в интересах микрометеорологических и метеорологических измерений для расчета истинной скорости ветра и характеристик атмосферной турбулентности при измерениях с движущихся объектов.

Комплекс включает в себя акселерометр и инклинометр, установленные в специальном боксе на некотором расстоянии от измерительной системы и соединенные кабелем с аналого-цифровым преобразователем, соединенным по управляющим сигналам и сигналам измерений через интерфейсную линию связи с управляющим компьютером. АЦП обеспечивает преобразование сигналов и синхронизацию данных. Интерфейсная линия связи выполнена кабельной с интерфейсом RS232. Регистрация производится с помощью программного обеспечения National Instruments, программного компонента VI Data Logger. Регистрация скорости и движения судна производится через систему GPS, непосредственно соединенную с компьютером. 4 ил., 2 з.п.ф.

Область техники. Полезная модель относится к области метеорологических измерений и океанологии, конкретно к автоматизированным комплексам для компенсации качки судна при проведении микрометеорологических измерений в морских условиях с движущихся оснований (суда, морские буи) при наличии поверхностного волнения в интересах микрометеорологических и метеорологических измерений для расчета истинной скорости ветра и характеристик атмосферной турбулентности при измерениях с судов и других подвижных платформ.

Уровень техники.

Измерения турбулентных пульсаций с борта судна значительно усложняются низкими уровнями турбулентности, более агрессивной окружающей средой, искажением сигналов движениями самого прибора из-за волнения моря (качка судна). Корпус судна и его надстройки оказывают сопротивление воздушному потоку и искажают его, поэтому большое значение имеет место установки приборов. Кроме того, судно перемещается не только относительно земли, но и относительно воды, поэтому для вычисления истинного ветра необходимо знать местоположение судна, его курс и направление продольной оси судна относительно земли, а также скорость перемещения и направление относительно воды. При измерениях с борта судна также возникают погрешности, вызванные перемещением датчиков в вертикальном направлении в результате килевой качки судна, колебаниями датчика в результате бортовой качки и рысканьем судна по курсу [Кречмер и др., 1972]. Особенно искажаются спектры вертикальной скорости ветра.

Ветровым волнением называется процесс формирования, развития и распространения вызванных ветром волн на поверхности моря. Это один из основных гидрометеорологических факторов, определяющих безопасность и экономическую эффективность мореплавания. Качка создает опасные крены, затрудняет определение места судна, кроме потери скорости, волнение вызывает рыскание и уклонение судна с заданного курса. Ветровому волнению присущи две основные черты. Первая черта - нерегулярность: неупорядоченность размеров и форм волн. Гребни волн перемещаются не только в направлении ветра, но и в других направлениях. Такая сложная структура возмущенной поверхности моря объясняется вихревым, турбулентным характером ветра, образующего волны. Вторая черта волнения заключается в быстрой изменчивости его элементов во времени и пространстве и связана также с ветром. Однако размеры волн зависят не только от скорости ветра, существенное значение имеет продолжительность его действия, площадь и конфигурация водной поверхности. Поэтому учет движения судна за счет морского волнения при проведении метеорологических измерений крайне затруднен, особенно в штормовых условиях.

Существуют три источника искажений при вычислении потоков, вызываемых движением судна [Hare,. 1992]:

1) одновременный наклон анемометра из-за килевой, бортовой качки, и рысканья носа судна по курсу;

2) угловые скорости перемещения анемометра, вызываемые вращением судна относительно подвижной системы координат (моря);

3) трансляционные скорости судна относительно абсолютной системы координат.

На основе метода, предложенного для самолетных измерений [Axford, 1968] в работе [Fujitani, 1985] была разработана методика коррекции влияния движения судна на измеренную скорость ветра, в результате которой получался ветер относительно неподвижной поверхности [Репина, Смирнов 2008]. Варианты этой методики были использованы для коррекции измерений с морских буев и судов в работах [Anctil et al., 1994; Edson et al., 1998]. Координатная система в этом исследовании правосторонняя с осью ОХ вдоль бака судна, OY - перпендикулярно борту, a OZ - вертикально вверх. (Фиг 1)

Угловая скорость положительна, когда борт опускается, угловая скорость положительна когда борт опускается и угловая скорость положительна по движению против часовой стрелки, если смотреть сверху. Следуя работе [Anctil et al. 1994], реальный вектор ветра может быть получен из уравнения:

Utrue=T(Uobsobs×R)+V mot

Где obs - измеренный вектор угловых скоростей, Т - матрица перехода из системы координат, связанной с судном к истинной системе координат, Vmot - вектор скорости движения судна относительно воды, R - расстояние между анемометром и компенсационной системой.

Используя гипотезу малых углов, три отдельных вращения в матрице Т можно производить в любом порядке. В данной работе используется матрица Т предложенная в [Goldstein, 1950] и доработанная в [Anctil et al. 1994].

Вектор угловых скоростей obs определяется в нашей правосторонней системе координат следующим образом:

где точка означает производную по времени углов Эйлера. R зависит от конкретного судна и расположения датчиков.

Вектор скорости движения судна относительно воды вычисляется интегрированием ускорения а, которое существует в системе отсчета судна. При этом необходимо учитывать среднюю скорость судна относительно воды.

Т.е. мы можем записать:

И, окончательно,

То есть для достижения результата необходимо изменять углы наклона судна и ускорения по трем направлениям, что и обеспечивается автоматизированным комплексом для компенсации качки судна при проведении микрометеорологических измерений в морских условиях с движущихся оснований (суда, морские буи). Вектор скоростей движения судна берется из данных судовой навигационной системы.

Постановка задачи. Задачей полезной модели является коррекция качки при микрометеорологических измерениях с движущихся объектов при наличии умеренного и сильного морского волнения. Техническим результатом - повышение точности измерений скорости ветра и характеристик атмосферной турбулентности с движущихся объектов.

Решение поставленной задачи. Достижение заявленного технического результата и, как следствие, решение поставленной задачи обеспечивается тем, что Автоматизированный комплекс обеспечения проведения гидрометеорологических измерений в штормовых условиях с движущихся объектов согласно полезной модели включает акселерометр и инклинометр, установленные в специальном боксе на некотором расстоянии от измерительной системы и соединенные кабелем с аналого-цифровым преобразователем, соединенным по управляющим сигналам и сигналам измерений через интерфейсную линию связи с управляющим компьютером. АЦП обеспечивает преобразование сигналов и синхронизацию данных. Интерфейсная линия связи выполнена кабельной с интерфейсом RS232. Регистрация производится с помощью программного обеспечения National Instruments, программного компонента VI Data Logger. Регистрация скорости и движения судна производится через систему GPS, непосредственно соединенную с компьютером.

Достижение поставленной задачи и технического результата. Автоматизированный комплекс обеспечения проведения гидрометеорологических измерений в штормовых условиях с движущихся объектов выполнен в виде акселерометра (1) и инклинометра (2), установленных в специальном боксе на некотором расстоянии от измерительной системы и соединенные кабелем с аналого-цифровым преобразователем (4), соединенным по управляющим сигналам и сигналам измерений через интерфейсную линию связи с управляющим компьютером (6). АЦП обеспечивает преобразование сигналов и синхронизацию данных. Регистрация производится с помощью программного обеспечения National Instruments, программного компонента VI Data Logger. Регистрация скорости и движения судна производится через систему GPS (3), непосредственно соединенную с компьютером (6).

В целом система обеспечивает надежную регистрацию трех компонент ускорения судна, углов наклона судна по трем направлениям, скорости и курса судна, синхронизацию данных и сопряжение данных с данными автоматизированного комплекса для регистрации и обработки данных микрометеорологических измерений в приземном слое атмосферы

Указанные преимущества комплекса обеспечивают уменьшение ошибок микрометеорологических измерений в приводном слое атмосферы с движущихся объектов.

Ссылка на чертежи. На фиг.1 представлена координатная система для коррекции качки, на фиг.2. - функциональная схема автоматизированного комплекса обеспечения проведения гидрометеорологических измерений в штормовых условиях погоды с движущихся объектов, на фиг.3 - спектры горизонтальной и вертикальной скорости ветра и их коспектры при разных условиях стратификации до (левая панель) и после коррекции качки, на фиг.4 - спектры вертикальной скорости ветра с коррекцией качки и без нее.

Описание в статике. Автоматизированный комплекс обеспечения проведения гидрометеорологических измерений в штормовых условиях с движущихся объектов содержит измерительные элементы (Фиг.2): акселерометр (1) стандарта ADXL330, инклинометр (2) стандарта STS 360 и GPS (3) стандарта Garmin 17N. Сигналы поступают на входы аналого-цифрового преобразователя NI USB 6008 (4). 3-осевой акселерометр ADXL330 позволяет измерять три компоненты ускорения. Датчик расположен на плате с тремя операционными усилителями. Питание - +5 вольт. Характеристики датчика представлены в таблице 1. АЦП подключено к блоку питания (5). Сигналы с АЦП и GPS поступают на компьютер (6).

Таблица 1
ПараметрЗначениеПримечание
Диапазон измеряемых ускорений±4gОт полной шкалы
Нелинейность преобразования±0.3%По любой из двух осей
Ошибка ортогональности направления осей±0.1%По любой из двух осей
Взаимовлияние каналов±1%По любой из двух осей
Чувствительность330 мВ/g Максимальная по любой из осей
Смещение величины выходного сигнала при нулевом ускорении1.5 В По любой из осей, типовое значение
Рабочая полоса
По Х и Y осям1600 ГцБез внешнего фильтрующего конденсатора
Z550 Гц Без внешнего фильтрующего конденсатора

Инклинометр (2) STS-360 позволяет измерять углы наклона в трех проекциях. Диапазон измерений - 360°. Прибор характеризует высокая точность и надежность в исполнении. Передача сигнала осуществляется через RS232. Характеристики прибора представлены в Таблице 2.

Таблица 2
ТипSTS-360-RS232
Изм. Диапазон360°
Точность ±0.1°
Разрешение±0.1°
Температурная стабильностьЦифровая компенсация
Рабочая температура -10°+70°
ВыходRS232 (9600 Baud)
Постоянная времени <0,3 с
Питание8-15 VDS

Три компоненты ускорения и три угла наклона поступают на входы аналого-цифрового преобразователя (4) NI USB 6008. Регистрация производится с помощью программного обеспечения National Instruments, программного компонента VI Data Logger. УСД NI USB-6008 присоединяется к компьютеру посредством интерфейса full-speed USB и содержит восемь каналов ввода аналоговых сигналов (AI), два канала генерации аналоговых сигналов (АО), 12 каналов цифрового ввода / вывода (DIO) и 32-разрядный счетчик. Характеристики УСД представлены в таблице 3.

Таблица 3
Характеристика USB-6008
Разрешение при аналоговом вводе 12 бит (дифференциальное подключение) 11 бит (подключение с общим приводом)
Максимальная частота дискретизации (один канал) 10 Гц
Максимальная частота дискретизации (несколько каналов) 10 Гц
Конфигурация цифрового вывода Открытый коллектор

Описание в динамике.

На Фиг.3 показаны спектры вертикальной и горизонтальной скорости ветра и коспектры между ними при различных условиях стратификации до и после коррекции качки с помощью Автоматизированного комплекса для компенсации качки судна при проведении микрометеорологических измерений в морских условиях с движущихся оснований с использованием предложенной выше методики. Затененная область показывает стандартную ошибку от среднего. U средняя скорость ветра, f частота в Гц, z - высота анемометра, и динамическая скорость, w- стандартное отклонение вертикальной скорости ветра. L - масштаб Монина-Обухова. Использовано 285 спектров, из них 30 при устойчивой стратификации, 194 при неустойчивой и 61 при нейтральной.

На Фиг.4 показан отдельный спектр вертикальной скорости ветра, по данным, полученным на судне при работе на Черном море, с использованием системы коррекции качки и без нее. Видно, что качка вносит возмущение в область спектра в районе 0.1 Гц, что соответствует периоду волнения в 8 сек.

Источники информации:

1. Кречмер С.И., Панин Г.Н., Ипатов В.В. Измерение пульсаций влажности над морем // Изв. АН СССР, Физика атмосферы и океана, 1972, т.8, 7

2. Anctil, F., M.A.Donelan, W.M.Drennan, and H.C.Graber, Eddy-correlation measurements of air-sea fluxes from a discus buoy, J.Atmos. & Oceanic Tech., Vol.11, pp.1144-1150.

3. Axford, D.N., On the accuracy of wind measurements using an inertial platform in an aircraft and an example of a measurement of the vertical mesostructure of the atmosphere, J.Appl. Meteorol., 7, 645-666, 1968.

4. Edson J.В., Hinton A.A., Prada K.E., Hare J.E. Fairall C.W. Direct Covariance Flux Estimates from Mobile Platforms at sea // J.Atmos. Oceanic Technol. 1998. V.15, P.547-562.

5. Fujitani, Т., Method of turbulent flux measurement on a ship using a stable platform system, Pap. Meteorol. Geophys., 36, 157 - 170, 1985.

6. Goldstein, H., Classical Mechanics, 399 pp., Addison-Wesley-Longman, Reading, Mass., 1950.

7. Hare, J.E, 1992: Shipboard eddy-covariance measurements of the turbulent fluxes of heat, moisture, and momentum. MS Thesis, Penn State University, 207 pp.

1. Автоматизированный комплекс обеспечения проведения гидрометеорологических измерений в штормовых условиях с движущихся объектов, характеризующийся тем, что включает акселерометр и инклинометр, установленные в специальном боксе на некотором расстоянии от измерительной системы и соединенные кабелем с аналого-цифровым преобразователем, соединенным по управляющим сигналам и сигналам измерений через интерфейсную линию связи с управляющим компьютером.

2. Автоматизированный комплекс по п.1, отличающийся тем, что для компенсации качки используется весь комплекс возможных измерений - координаты судна, скорость движения и курс судна, ускорения и углы наклона по трем осям.

3. Автоматизированный комплекс по п.1, отличающийся тем, что используемое АЦП устройства сбора данных (УСД) NI USB-6008/6009 позволяет проводить преобразование и синхронизацию поступающих данных.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для акустического измерения параметров газовых потоков и величин, которые могут быть получены из этих данных, и может быть использовано в геофизике
Наверх