Насос вакуумный системы усиления тормозов автомобилей
Полезная модель относится к машиностроению, в частности к автомобильной технике. Технический результат: уменьшение шума, вибрации, уменьшения износа пластин и корпуса вакуумного насоса (повышение ресурса), повышение показателей вакуумного насоса (увеличение безопасности транспортной техники).
Полезная модель относится к машиностроению, в частности к вакуумным насосам системы тормозов автомобилей и транспортной техники.
Уровень техники.
Известен вакуумный насос (RU 2360147 С1, 15.10.2007, F04C 2/344) содержащий корпус, ротор, размещенный на валу ротора, пластины, расположенными в пазах ротора с возможностью перемещения.
Недостатком представленного в качестве аналога насоса является конструкция пластины, имеющей прямоугольную конфигурацию тыльной части (см. фиг.4), что приводит при малых частотах вращения ротора к потере подвижности (залипанию) пластины в пазе ротора и соударению пластины с корпусом при последующем ее выходе под действием центробежной силы. Это явление создает шум, вибрацию, ускоренный износ пластины и корпуса и снижение характеристик вакуумного насоса. Снижение характеристик вакуумного насоса происходит из-за холостого хода пластин, в связи с отсутствием контакта их с поверхностью корпуса.
Раскрытие полезной модели.
Поставленная задача решается за счет того, что в вакуумном насосе содержащем корпус, ротор, размещенный на валу ротора, пластины, расположенными в пазах ротора с возможностью перемещения, согласно полезной модели тыльная часть пластины выполнена так, чтобы контакт с поверхностью паза ротора был минимальный, но достаточный с точки зрения прочности. Выбраны параметры: радиус 2 мм со стороны ближней к периферии ротора и фаска 3,5 мм ×45° с противоположной стороны, ближней к центру ротора, (см. фиг.3). Рабочее расположение пластины в пазе ротора см. фиг.2.
Задачей, решаемой полезной моделью, является улучшение подвижности пластины в пазе ротора, в результате чего снижается шум, вибрация, уменьшается износ пластины и корпуса и достигается устойчивое протекание характеристики разрежения в тормозной камере на малых частотах вращения ротора насоса, что повышает безопасность транспортных средств при работе двигателя на холостом ходу.
Осуществление полезной модели.
Предлагаемая конструкция вакуумного насоса реализована в серийном производстве вакуумных насосов для дизельных двигателей ЗМЗ, используемых на автомобилях УАЗ, ГАЗ, и другой транспортной технике.
Вращение ротора осуществляется от вала ротора, приводимого от агрегатов двигателя. Через вал ротора в полость вакуумного насоса дозировано подается смазка от системы смазки двигателя.
В результате улучшения подвижности пластины в пазе ротора снижается шум, вибрация, уменьшается износ пластины и корпуса и достигается устойчивое протекание характеристики разрежения в тормозной камере на малых частотах вращения ротора насоса, что повышает безопасность транспортных средств при работе двигателя на холостом ходу.
Улучшение характеристик вакуумного насоса подтверждается замерами на вакуумном насосе аналоге и патентуемой конструкции в равных условиях (см. фиг.5)
Краткое описание чертежей Полезная модель иллюстрируется следующими чертежами:
на фиг.1 - общий вид насоса сверху (верхняя крышка условно снята);
на фиг.2 - рабочее расположение пластины в пазе ротора;
на фиг.3 - параметры пластины полезной модели;
на фиг.4 - конфигурация пластины существующих аналогов;
на фиг.5 - графики сравнительных характеристик.
Ротационный вакуумный насос (см. фиг.1) содержит корпус 3, ротор 2, вал ротора 4, пластины 1, крышку нижнюю 5, крышку верхнюю (условно снята).
Пластины 1 подвижно расположены в роторе 2. При вращении ротора пластины под действием центробежной силы уплотняются по корпусу 3. Подвод, отвод воздуха расположены в нижней крышке и показаны стрелками.
Вакуумный насос, содержащий корпус, ротор, размещенный на валу, пластины, расположенные в пазах ротора с возможностью перемещения, отличающийся тем, что тыльная часть пластины толщиной 6,1 мм выполнена с радиусом 2 мм со стороны, ближней к периферии ротора, и фаской 3,5 мм×45° с противоположной стороны, ближней к центру ротора, чтобы обеспечить минимальный контакт с торцевой поверхностью паза ротора для обеспечения подвижности (незалипания) пластин в пазах ротора при малой частоте вращения.