Откидной механизм люка транспортного средства

 

Заявляемый откидной механизм люка транспортного средства содержит петли, образованные кронштейном (1) крепления к корпусу (3) машины и кронштейном (2) крепления к крышке (4) люка, которые соединены между собой при помощи оси (5), торсион (6) и фиксирующий элемент. Торсион (6) имеет изогнутую форму, один из его концов жестко закреплен в упорном кронштейне (9) на корпусе, а другой закреплен на крышке (4) люка. Закрепленный на крышке конец торсиона (6) выполнен с изгибом и размещен между двумя проушинами и осью. Фиксирующий элемент состоит из упора (10), закрепленного на крышке (4) люка и кронштейне (2) крепления к крышке люка, рычага (11), к Г-образной части которого жестко закреплена имеющая паз (12) замочная часть (13). Замочная часть (13) установлена с возможностью поворота относительно оси (14) совместно с рычагом (11) и взаимодействия в крайнем положении с упором (10) в месте выполнения паза (12). Один конец рычага (11) при помощи пружины (15) закреплен на корпусе (3), а другой является рукояткой (16). Пружина (15), которая служит для возврата рычага (11) в исходное положение, фиксируется на петле (17), закрепленной на корпусе (3). Была решена задача обеспечить надежную фиксацию крышки люка в открытом положении. 1 с.п.ф., 1 з.п.ф., 3 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению в частности к люкам специальных транспортных средств, снабженных откидными механизмами.

Известно люковое закрытие, включающее комингс, крышку, соединенную с уравновешивающим устройством, имеющим ось, смонтированную в опорах на корпусе машины, и торсион, размещенный внутри оси и выполненный в виде набора пластин, концы которого соединены с осью и одной из опор (патент РФ 2208538, МПК7 В63В 19/14, F16F 1/14, опубл. 20.07.2003).

Известен также закрывающий механизм, содержащий наружный и внутренние стаканы, шток с крышкой люка, упругий элемент, преимущественно торсион, обеспечивающий перемещение штока с крышкой люка в осевом направлении, закрепленный на внутреннем стакане и кинематически соединенный с крышкой люка (патент РФ 2421683, МПК F41H 5/22 (2006.01), опубл. 20.06.2011).

Данные конструкции обеспечивают надежную фиксацию крышки люка в открытом положении, но сложны в исполнении.

Также известно устройство навески крышки люка, выбранное в качестве ближайшего аналога, содержащее кронштейны навески на неподвижном корпусе машины и на крышке люка, шарнирно соединенные между собой при помощи оси-торсиона, выполненной со шлицами на концах, один конец которой жестко соединен с кронштейном на неподвижном корпусе, а на другом установлен рычаг, закрепленный при помощи болта к кронштейну на крышке люка, упоры (патент РФ 911840, MПK7 B64C 25/16, E05D 3/02, опубл. 27.11.2004).

Данная конструкция не обеспечивает надежной фиксации крышки люка в открытом положении.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является улучшение эксплуатационных характеристик откидного механизма люка за счет достижения надежной фиксации крышки в открытом положении.

Для решения поставленной задачи откидной механизм люка транспортного средства, содержащий петли, образованные кронштейнами крепления к корпусу машины и крышке люка, соединенными между собой при помощи оси, торсион, один конец которого жестко соединен с кронштейном на корпусе, а другой закреплен на крышке люка, упоры и рычаг, дополнительно снабжен фиксирующим элементом, состоящим из упора, закрепленного на крышке люка и кронштейне крепления к крышке, рычага, к Г-образной части которого жестко закреплена имеющая паз замочная часть, установленная с возможностью поворота относительно оси совместно с рычагом и взаимодействия в крайнем положении с упором в месте выполнения паза, при этом один конец рычага при помощи пружины закреплен на корпусе, а другой является рукояткой. В частном случае исполнения закрепленный на крышке конец торсиона выполнен с изгибом и размещен между двумя проушинами и осью.

Наличие фиксирующего элемента, состоящего из упора, закрепленного на крышке люка и кронштейне крепления к крышке, рычага, к Г-образной части которого жестко закреплена имеющая паз замочная часть, установленная с возможностью поворота относительно оси совместно с рычагом и взаимодействия в крайнем положении с упором в месте выполнения паза, при этом один конец рычага при помощи пружины закреплен на корпусе, а другой является рукояткой, позволяет обеспечить надежную фиксацию крышки люка в открытом положении, улучшив тем самым эксплуатационные характеристики откидного механизма.

Заявителю не известны откидные механизмы с указанной совокупностью существенных признаков, и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:

фиг.1 - откидной механизм люка транспортного средства, общий вид, крышка зафиксирована в открытом положении;

фиг.2 - то же, механизм фиксации выведен из зацепления;

фиг.3 - то же, крышка закрыта.

Откидной механизм люка транспортного средства содержит петли, образованные кронштейном 1 крепления к корпусу 3 машины и кронштейном 2 крепления к крышке 4 люка, которые соединены между собой при помощи оси 5, торсион 6 и фиксирующий элемент.

На оси 5 также размещены кронштейны 7, ограничивающие перемещение торсиона 6 при его работе. Ось 5 со стороны размещения кронштейнов 7 застопорена шплинтом 8.

Торсион 6 представляет собой тонкий стержень, работающий на кручение, способный воспринимать изгибающие моменты. Торсион имеет изогнутую форму, один из его концов жестко закреплен в упорном кронштейне 9 на корпусе, а другой закреплен на крышке 4 люка. Закрепленный на крышке конец торсиона 6 выполнен с изгибом и размещен между двумя проушинами и осью.

Фиксирующий элемент состоит из упора 10, закрепленного на крышке 4 люка и кронштейне 2 крепления к крышке люка, рычага 11, к Г-образной части которого жестко закреплена имеющая паз 12 замочная часть 13. Замочная часть 13 установлена с возможностью поворота относительно оси 14 совместно с рычагом 11 и взаимодействия в крайнем положении с упором 10 в месте выполнения паза 12. Один конец рычага 11 при помощи пружины 15 закреплен на корпусе 3, а другой является рукояткой 16. Пружина 15, которая служит для возврата рычага 11 в исходное положение, фиксируется на петле 17, закрепленной на корпусе 3.

Работа откидного механизма осуществляется следующим образом.

В исходном положении крышка 4 люка прижата к корпусу 3 транспортного средства. Торсион 6 скручен на расчетный угол, обеспечивающий поджатие крышки 4 к корпусу 3. Для открытия крышки люка необходимо вывести из зацепления замочную часть 13 с упором 10, для чего за рукоятку 16 поворачивают рычаг 11 вместе с замочной частью 13, поднимая при этом крышку. Торсион 6 уменьшает прикладываемое усилие, необходимое для подъема крышки люка.

Процесс закрывания крышки люка производится в обратной последовательности, при этом пружина 15 облегчает возврат рычага 11 в исходное положение.

Заявляемое техническое решение позволяет улучшить эксплуатационные характеристики за счет обеспечения надежной фиксации крышки люка в открытом положении.

Откидной механизм люка транспортного средства соответствует требованию промышленной применимости и его изготовление возможно на стандартном технологическом оборудовании.

1. Откидной механизм люка транспортного средства, содержащий петли, образованные кронштейнами крепления к корпусу машины и крышке люка, соединенными между собой при помощи оси, торсион, один конец которого жестко соединен с кронштейном на корпусе, а другой закреплен на крышке люка, упоры и рычаг, отличающийся тем, что дополнительно содержит фиксирующий элемент, состоящий из упора, закрепленного на крышке люка и кронштейне крепления к крышке, рычага, к Г-образной части которого жестко закреплена имеющая паз замочная часть, установленная с возможностью поворота относительно оси совместно с рычагом и взаимодействия в крайнем положении с упором в месте выполнения паза, при этом один конец рычага при помощи пружины закреплен на корпусе, а другой является рукояткой.

2. Откидной механизм по п.1, отличающийся тем, что закрепленный на крышке конец торсиона выполнен с изгибом и размещен на крышке между двумя проушинами и осью.



 

Наверх