Устройство для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства

 

Полезная модель относится к транспортным средствам, в частности к оборудованию, предназначенному для защиты автомобиля от угона.

Устройство для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства содержит замочную вставку с механизмом секретности и ключом, соединенную через привод с блокирующим устройством, содержащим запирающий ригель. Блокирующее устройство установлено на корпусе коробки переключения передач, а привод выполнен в виде гибкого вала. Гибкий вал предназначен для передачи крутящего момента от ключа к элементу блокирующего устройства, образующему передаточный механизм с запирающим ригелем. Передаточный механизм представляет собой зубчатую пару, в которой элемент блокирующего устройства выполнен в виде шестерни, а запирающий ригель - в виде зубчатой рейки. За счет кинематики заявляемого устройства вращение от ключа передается через гибкий вал на шестерню и далее через зубчатую пару, шестерня - ригель, преобразуется в поступательное движение запирающего ригеля. При этом данное устройство блокирует непосредственно рычаг вала КПП. Таким образом, при выдвинутом положении ригеля переключение передач невозможно.

В случае прерывания или повреждения цепи «ключ-привод», устройство блокирует ригель в выдвинутом (запирающем) положении и дальнейшая его разблокировка возможна только в условиях специальной мастерской. Движение на автомобиле в этом случае становится невозможным. Для того чтобы начать движение на автомобиле, необходимо демонтировать блокирующее устройство.

1 н.п.; 12 з.п.; 3 илл.

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ

Предлагаемое техническое решение относится к транспортным средствам, в частности к оборудованию, предназначенному для защиты автомобиля от угона.

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Известны устройства для предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством, содержащие механизм блокировки рычага переключения передач (РПП) (см. патенты RU 10380, RU 18831, RU 50945, RU 97310, RU 2054845). Подобные устройства устанавливаются в салоне автомобиля и действуют на механизм переключения передач, а именно на рычаг переключения передач (РПП) / через кинематическую связь.

Указанные устройства не обеспечивают необходимой защиты автомобиля от угона из-за возможности их снятия или разрушения, а также не исключают возможность запуска двигателя при заблокированном РПП. Это связано с тем, что подобные противоугонные устройства установлены, как правило, в салоне автомобиля, в нижней части кузова, и являются доступными для взломщика. В то же время такие защитные устройства являются неудобными для пользователя (водителя автомобиля), а также сложными при установке их на транспортное средство.

Ряд известных технических решений направлен на повышение степени защиты автомобиля от угона, путем размещения запирающего устройства в труднодоступных метах.

Например, противоугонное устройство, согласно полезной модели RU 18378 (МПК В60R 25/00) расположено под днищем автомобиля, что затрудняет доступ к запирающему соединению из салона автомобиля, и, соответственно уменьшает возможность быстрого снятия или повреждения элементов запирающего соединения.

Известно также противоугонное устройство для транспортного средства (RU 2130392, МПК В60R 25/06), установленное на кожухе туннеля карданной передачи.

Перечисленные известные устройства являются сложными при монтаже и эксплуатации и неудобными для пользователя, в то же время они не обеспечивают достаточно надежной защиты автомобиля от угона.

Наиболее близким аналогом к заявляемому устройству является устройство для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства (патент на полезную модель RU 97310), которое представляет собой механизм, содержащий ригель, секретный замок с ключом, гибкую тягу в профилированном корпусе, связывающую ригель и механизм привода ригеля с возможностью обеспечения перемещения ригеля в продольном направлении. Профилированный корпус, содержащий ригель и гибкую тягу, и соединенный с корпусом, в котором размещен механизм привода ригеля, и механизм секретности с ключом, крепятся к кузову автомобиля. В свою очередь ригель взаимодействует с хомутом, установленным на тяге (тросе), связывающим РПП с коробкой передач. В положении, соответствующему «задний ход» или «паркинг», отверстие в хомуте располагается соосно с осью перемещения ригеля, препятствуя перемещению тяги (троса), обеспечивая, таким образом, невозможность переключения коробки передач.

Описанное выше известное устройство обладает низкой степенью защиты от взлома, поскольку в данном случае осуществляется блокировка РПП или тяги (троса), соединяющего вал переключения передач на коробке переключения передач (КПП) и рычаг переключения передач (РПП) в салоне автомобиля. При перекусывании или отсоединении тяги (троса) от вала коробки передач появляется возможность переключить передачу вручную, установив ее в положение, соответствующее включенной передача и, таким образом и начать движение на автомобиле. Поэтому такое противоугонное устройство не является надежным.

Кроме того, расположение известного противоугонного устройства в нижней части кузова, за декоративной накладкой рычага переключения передач (РПП), создает неудобства для водителя автомобиля при его включении и выключении. Также монтаж таких устройств является сложным и занимает длительное время.

СУЩНОСТЬ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

Задача, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является повышение степени защиты автомобиля от угона за счет блокирования вала КПП, исключающее движение автомобиля, при одновременном упрощении монтажа устройства и повышении удобства его использования.

Поставленная задача в устройстве для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства, содержащем замочную вставку с механизмом секретности и ключом, соединенную через привод с блокирующем устройством, содержащим запирающий ригель, решается за счет того, что блокирующее устройство установлено на корпусе коробки переключения передач, а привод выполнен в виде гибкого вала, закрепленного одним концом в замочной вставке и передающего крутящий момент от ключа к элементу блокирующего устройства, закрепленному на другом конце вала и образующему передаточный механизм с запирающим ригелем, преобразуя вращательное движение вала в поступательное движение запирающего ригеля с возможностью его контакта в запертом положении с рычагом вала коробки переключения передач для исключения возможности его поворота.

Блокирующее устройство может быть установлено непосредственно над рычагом вала коробки переключения передач.

Элемент блокирующего устройства закреплен на другом конце гибкого вала посредством подпружиненного наконечника.

Передаточный механизм представляет собой зубчатую пару, в которой элемент блокирующего устройства выполнен в виде шестерни, а запирающий ригель - в виде зубчатой рейки.

При этом передаточный механизм размещен в корпусе блокирующего устройства, в нижней части которого имеется отверстие для выхода запирающего ригеля, при этом запирающий ригель состоит из двух частей, верхней и нижней; верхняя часть ригеля выполнена в виде рейки, контактирующей с шестерней, а нижняя - имеет форму и размер, соответствующие форме и размеру отверстия в корпусе блокирующего устройства, образуя с ним пару скольжения.

Нижняя часть запирающего ригеля и отверстие в корпусе блокирующего устройства могут иметь цилиндрическую форму.

Блокирующее устройство закреплено на корпусе коробки переключения передач с использованием антивандальных винтов в штатные резьбовые отверстия корпуса коробки переключения передач и/или прилегающих агрегатов, расположенных в моторном отсеке автомобиля. Антивандальные винты представляют собой стандартные винты DIN 912.

Замочная вставка установлена в панели транспортного средства, рядом с рулевой колонкой, непосредственно перед водителем.

Замочная вставка может быть установлена на подрулевой панели. Также замочная вставка может быть установлена на приборной панели. Кроме того, замочная вставка может быть установлена на инструментальной панели.

При этом гибкий вал установлен таким образом, что он проходит от замочной вставки к блокирующему устройству через отверстие в кузове.

Технический результат, обеспечиваемый приведенной совокупностью существенных признаков, состоит в блокировании вала КПП, исключающем движение автомобиля.

Достижение этого технического результата в заявляемом техническом решении обеспечивается за счет:

- Выполнения привода устройства в виде гибкого вала, находящегося в подпружиненном состоянии. Применение гибкого вала позволяет передать крутящий момент от ключа к блокирующему устройству, а также обеспечивает передачу крутящего момента на расстояние, достаточное для размещения блокирующего устройства на корпусе коробки передач. Выполнение гибкого вала подпружиненным позволяет, в случае «вандального» повреждения гибкого вала, обеспечить разрыв связи между наконечником вала и шестерней. В результате теряется связь между приводом и блокирующим устройством. При этом запирающий ригель остается в выдвинутом положении и препятствует перемещению рычага вала КПП. Движение автомобиля невозможно.

- Установки устройства на корпусе коробки переключения передач, непосредственно над рычагом вала КПП, что способствует лучшему контакту запирающего ригеля с рычагом вала КПП для исключения возможности его поворота в случае срабатывания механизма блокировки запирающего ригеля.

- Выполнения передаточного механизма в виде зубчатой пары (реечного механизма), что обеспечивает преобразование вращательного движения вала в поступательное движение запирающего ригеля. Такой передаточный механизм позволяет обеспечить выдвижение запирающего ригеля на необходимую глубину и надежно осуществить его контакт с рычагом вала КПП и исключить возможность его поворота при запертом положении ригеля.

- Крепления корпуса блокирующего устройства антивандальными винтами, у которых отсутствует головка под ключ или отвертку, что делает невозможным, в случае повреждения привода, приблизиться к запирающему ригелю, закрытому корпусом блокирующего устройства, и поднять его вручную.

Другим техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью существенных признаков, является простота при установке противоугонного устройства на транспортные средства и удобство его эксплуатации.

Это обеспечивается за счет:

- Выполнения привода в виде гибкого вала, а также использования отверстия в кузове для установки блокирующего устройства на корпусе КПП, что позволяет легко и быстро осуществить монтаж заявляемого устройства на транспортном средстве. Установка антивандальных винтов в штатные отверстия корпуса КПП и/или прилегающих агрегатов, расположенных в моторном отсеке автомобиля позволяет также легко и быстро произвести установку противоугонного устройства на транспортном средстве, не прибегая к дополнительным работам, связанным со сверлением и сваркой.

- Удобного для водителя расположения замочной вставки в салоне автомобиля, а именно, в панели, рядом с рулевой колонкой, непосредственно перед водителем.

ПЕРЕЧЕНЬ ФИГУР ЧЕРТЕЖЕЙ

Сущность полезной модели поясняется чертежами, представленными на фиг.1, 2 и 3.

На фиг.1 - изображен общий вид устройства для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства.

На фиг.2 - изображен укрупненный вид А на фиг.1.

На фиг.3 - изображено сечение В-В на фиг.2.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

Согласно полезной модели устройство для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства содержит замочную вставку 1 с механизмом секретности и ключом (на чертеже не показан). Замочная вставка 1 соединена с блокирующим устройством 3 через привод (Фиг.1).

Один из вариантов исполнения устройства, являющимся наиболее предпочтительным, состоит в том, что:

Замочная вставка установлена в панели 4, рядом с рулевой колонкой, непосредственно перед водителем. Блокирующее устройство 3 установлено на корпусе 5 коробки переключения передач (КПП), над рычагом 6 вала 7 (КПП) (Фиг.2). Блокирующее устройство 3 закреплено на корпусе 5 КПП с использованием антивандальных винтов 14 в штатные резьбовые отверстия 18 корпуса КПП и/или прилегающих агрегатов, расположенных в моторном отсеке автомобиля (на чертеже не обозначены).

Привод устройства выполнен в виде гибкого вала 2, закрепленного одним концом в замочной вставке 1 и передающего крутящий момент от ключа к элементу блокирующего устройства. Элемент блокирующего устройства выполнен в виде шестерни 8. Шестерня 8 может быть закреплена на другом конце гибкого вала с помощью подпружиненного наконечника 20 (Фиг.3). Гибкий вал 2 помещен в гибкую оболочку 21. Наконечник 20 упирается в пружину 22.

Шестерня 8 связана с запирающим ригелем 9 (Фиг.2). Шестерня и ригель размещены в корпусе 10 блокирующего устройства, в нижней части которого имеется отверстие 11 для выхода запирающего ригеля 9.

Запирающий ригель 9 состоит из двух частей, верхней 12 и нижней 13. Верхняя часть 12 запирающего ригеля выполнена в виде рейки, образующей с шестерней зубчатую пару. Нижняя часть 13 запирающего ригеля имеет форму и размер, соответствующие форме и размеру отверстия 11 в корпусе блокирующего устройства, образуя с ним пару скольжения.

Отверстие 11 является направляющей поверхностью для запирающего ригеля в процессе его движения, таким образом, что в своем нижнем запирающем положении ригель 9 контактирует с рычагом 6 вала 7 коробки переключения передач (КПП) (Фиг.2).

Нижняя часть 13 запирающего ригеля 9 и отверстие 11 в корпусе 10 блокирующего устройства могут иметь, например, цилиндрическую форму.

Замочная вставка 1 закреплена на передней панели 4 автомобиля, рядом с рулевой колонкой, непосредственно перед водителем (фиг.1). Она может быть также закреплена на подрулевой, или приборной, или на инструментальной панели автомобиля.

Гибкий вал 2 проходит от замочной вставки 1 к блокирующему устройству 3 через отверстие в кузове (на чертеже не показано) за панелью 4 (фиг.1).

Замочная вставка 1 может иметь декоративную накладку 15, выполненную в соответствии с интерьером салона автомобиля.

Рычаг 6 вала 7 КПП соединен посредством троса 16 с рычагом 17 переключения передач (РПП), расположенным в салоне автомобиля.

Установка заявляемого устройства производится следующим образом: замочная вставка 1 фиксируется, например, в подрулевой панели 4. Декоративная накладка 15, запрессованная в корпус замочной вставки, находится на панели 4 в салоне автомобиля. Гибкий вал 2 прокладывается к КПП через отверстие в кузове за панелью 4. Корпус 10 блокирующего устройства устанавливается при помощи антивандальных винтов 14 в штатные резьбовые отверстия 18 коробки переключения передач и/или прилегающих агрегатов над рычагом 6 вала 7 КПП. Установка корпуса блокирующего устройства 3 происходит таким образом, чтобы ригель 9 в выдвинутом (запирающем) положении соприкасался с рычагом 6, препятствуя вращению последнего при включении какой-либо передачи рычагом 17 переключения передач.

Устройство для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства может быть установлено как на автоматическую, так и на механическую коробки переключения передач, над рычагом вала коробки переключения передач, который соединен посредством троса с рычагом переключения передач (РПП), расположенным в салоне автомобиля.

Положение рычага 6 и соответствующее позиционирование блокирующего устройства 3 различны для разных типов КПП. В случае автоматической коробки переключения передач рычаг переключения передач 17, расположенный в салоне автомобиля, необходимо установить в положение «паркинг» или «задний ход». В случае механической коробки переключения передач рычаг переключения передач 17, расположенный в салоне автомобиля, необходимо установить в положение «нейтраль» или «задний ход».

Устройство работает следующим образом: поворот ключа в замочной вставке 1 сообщает вращательное движение гибкому валу 2, который в свою очередь приводит во вращение шестерню 8, образующую вместе с запирающим ригелем 9 реечный механизм преобразования вращения в поступательное движение. Запирающий ригель 9 в выдвинутом (запирающем) положении препятствует вращению рычага вала переключения передач 6 на КПП вокруг оси вала 7.

У запирающего ригеля есть три возможных положения, два из которых являются «штатными» - выдвинутое положение 1 и закрытое положение 2, реализующиеся при повороте ключа в замочной вставке, которая также обеспечивает удерживание ригеля в этих положениях, а также положение 3 - «аварийное».

При «вандальном» повреждении оболочки 21 и гибкого вала 2 у последнего появляется возможность осевого перемещения, и пружина 22 выводит наконечник 20 из зацепления с валом, на котором насажена шестерня. При этом, имеет место потеря связи шестерни 8 с гибким валом 2 и ригель оказывается в запертом положении («аварийное» положение 3). Рычаг вала КПП заблокирован.

В данной конструкции замочная вставка состоит из цилиндра замка с механизмом секретности, установленного за передней панелью в салоне автомобиля. Декоративная накладки на замок расположена непосредственно перед водителем, рядом с рулевой колонкой. Таким образом, доступ к замочной вставке заявляемого устройства не сложнее, чем к замку зажигания.

За счет кинематики заявляемого устройства вращение от ключа передается через гибкий вал на шестерню и далее через зубчатую пару, шестерня - ригель, преобразуется в поступательное движение ригеля. Привод заявляемого устройства обеспечивает передачу крутящего момента от ключа к блокирующему устройству для закрытия-открытия ригеля. При этом данное устройство блокирует непосредственно рычаг вала КПП. Таким образом, при выдвинутом положении ригеля переключение передач невозможно.

В случае прерывания или повреждения цепи «ключ-привод», устройство блокирует ригель в выдвинутом (запирающем) положении и дальнейшая его разблокировка возможна только в условиях специальной мастерской. Движение на автомобиле в этом случае становится невозможным. Для того чтобы начать движение на автомобиле, необходимо демонтировать блокирующее устройство.

Все детали заявляемого устройства изготовлены из стали, что обеспечивает надежную работу данной конструкции в течение длительного ресурса.

Антивандальные винты представляют собой стандартные винты DIN 912.

Привод, используемый в данной конструкции противоугонного устройства, ранее не применялся и является техническим решением, которое позволяет обеспечить передачу усилия от ключа в салоне автомобиля на устройство, блокирующее вал КПП. В случае разрыва или повреждения привода заявляемое устройство обеспечивает полную блокировку вала КПП блокирующим устройством, что в свою очередь обеспечивает надежную защиту автомобиля от угона.

1. Устройство для предотвращения несанкционированного использования транспортного средства, содержащее замочную вставку с механизмом секретности и ключом, соединенную через привод с блокирующем устройством, содержащим запирающий ригель, отличающееся тем, что блокирующее устройство установлено на корпусе коробки переключения передач, а привод выполнен в виде гибкого вала, закрепленного одним концом в замочной вставке и передающего крутящий момент от ключа к элементу блокирующего устройства, закрепленному на другом конце вала и образующему передаточный механизм с запирающим ригелем, преобразуя вращательное движение вала в поступательное движение запирающего ригеля с возможностью его контакта в запертом положении с рычагом вала коробки переключения передач для исключения возможности его поворота.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блокирующее устройство установлено непосредственно над рычагом вала коробки переключения передач.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что элемент блокирующего устройства закреплен на другом конце гибкого вала посредством подпружиненного наконечника.

4. Устройство по любому из пп.1-3, отличающееся тем, что передаточный механизм представляет собой зубчатую пару, в которой элемент блокирующего устройства выполнен в виде шестерни, а запирающий ригель - в виде зубчатой рейки.

5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что передаточный механизм размещен в корпусе блокирующего устройства, в нижней части которого имеется отверстие для выхода запирающего ригеля, при этом запирающий ригель состоит из двух частей, верхней и нижней; верхняя часть ригеля выполнена в виде рейки, контактирующей с шестерней, а нижняя имеет форму и размер, соответствующие форме и размеру отверстия в корпусе блокирующего устройства, образуя с ним пару скольжения.

6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что нижняя часть запирающего ригеля и отверстие в корпусе блокирующего устройства имеют цилиндрическую форму.

7. Устройство по п.5 или 6, отличающееся тем, что блокирующее устройство закреплено на корпусе коробки переключения передач с использованием антивандальных винтов в штатные резьбовые отверстия корпуса коробки переключения передач и/или прилегающих агрегатов, расположенных в моторном отсеке автомобиля.

8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что антивандальные винты представляют собой стандартные винты DIN 912.

9. Устройство по п.7, отличающееся тем, что замочная вставка установлена в панели транспортного средства, рядом с рулевой колонкой, непосредственно перед водителем.

10. Устройство по п.9, отличающееся тем, что замочная вставка установлена на подрулевой панели.

11. Устройство по п.9, отличающееся тем, что замочная вставка установлена на приборной панели.

12. Устройство по п.9, отличающееся тем, что замочная вставка установлена на инструментальной панели.

13. Устройство по любому из пп.8-12, отличающееся тем, что гибкий вал установлен таким образом, что он проходит от замочной вставки к блокирующему устройству через отверстие в кузове.



 

Наверх