Индикатор уровня топлива и охлаждающей жидкости в емкостях систем двигателя внутреннего сгорания
Полезная модель относится к транспортному машиностроению, преимущественно к запасным частям, инструментам и приспособлениям, обеспечивающая быстрое и качественное обслуживание систем двигателей многоцелевых гусеничных машин. Технический результат применения индикатора уровня топлива и охлаждающей жидкости в емкостях систем двигателя внутреннего сгорания (в дальнейшем для простоты - индикатор) направлен на сокращение трудозатрат и времени, необходимого для выполнения работ по замеру уровня топлива и охлаждающей жидкости при проведении работ по контролю технического состояния боевой машины и при ее техническом обслуживании; на качественное и быстрое выполнение работ по подготовке к снятию с кратковременного хранения и подготовке к применению. Технический результат достигается тем, что индикатор, содержащий щуп, отградуированный «вода», «антифриз», «топливо», при этом в него дополнительно установлены: бегунок, состоящий из корпуса, крышки, контакта «масса» (три диска), установленного в него блока аккумуляторов, выключателя, фиксатора с шариком, ограничителя перемещения бегунка и указателя; электрическая схема, состоящая из двух аккумуляторов, светодиодов красного и зеленого цвета, контактов зеленого и красного светодиода, выключателя, контакта «масса» и соединительных проводов; щуп выполнен из диэлектрического материала. Отличительными признаками от прототипа являются установленные: бегунок, состоящий из корпуса, крышки, контакта «масса» (три диска), установленного в него блока аккумуляторов, выключателя, фиксатора с шариком, ограничителя перемещения бегунка и указателя; электрическая схема, состоящей из двух аккумуляторов, светодиодов красного и зеленого цвета, контактов зеленого и красного светодиода, выключателя, контакта «масса» и соединительных проводов; щуп выполнен из диэлектрического материала. Индикатор обеспечивает практичную и безопасную работу на боевых машинах, использующих в качестве топлива дизельное топливо. Индикатор из-за использования электричества при открытых контактах не может использоваться для замера уровня топлива на машинах, использующих в качестве топлива бензин. Применение индикатора существенно сокращает время и уменьшает трудоемкость работ по замеру уровня топлива и охлаждающей жидкости при проведении работ контроля технического состояния боевой машины и при ее техническом обслуживании. Одного прибора на подразделение будет достаточно, чтобы быстро и качественно выполнить проверку уровня топлива и охлаждающей жидкости на боевых машинах в ходе проведения паркового или парково-хозяйственного дня, при проверках и инспектировании. Применение индикатора позволяет сократить время, без потери качества выполнения работ, при подготовке БМД, БТР-Д к снятию с кратковременного хранения и подготовке к применению. Индикатор так же может быть полезен при заправке (дозаправке) или проверке боевых машин в условиях темного времени суток или при отсутствии освещения на месте (во время) заправки или проверки боевых машин в полевых условиях. Индикатор, при сохранении его принципиальной схемы может быть выполнен и для любой другой техники, где известно расстояние от поверхности замеряемой жидкости до верхней кромки заправочной горловины, а также при удлинении и градуировке штока, использовать его как уровнемер (кроме бензинов) для любой емкости.
Полезная модель относится к транспортному машиностроению, преимущественно к запасным частям, инструментам и приспособлениям, обеспечивающая быстрое и качественное обслуживание систем двигателей многоцелевых гусеничных машин.
Для измерения уровня топлива известен электрический датчик рычажного типа с реостатом [Автомобили-тягачи Урал 4320, Урал 4420 и их модификации [Текст]: Техническое описание и инструкция по эксплуатации / редактор В.И.Королев, тех. редактор В.О.Токарева, корректор Г.А.Паранина. - [3-е изд.] - М.: Военное издательство, 1986. - 304 с. - Библиогр.: 302-304], [Полноприводные автомобили КАМАЗ [Текст]: Устройство и эксплуатация / под редакцией Д.Х.Валеева - Набережные челны, 2006. - 635 с. - Библиогр.: 631-633], предназначенный для информирования водителя о количестве топлива в баке, а так же о снижении запаса топлива до резервного запаса. Принцип работы основан на изменении сопротивления реостата, привод ползунка которого осуществляется положением поплавка, в зависимости от уровня топлива в баке, индикация снижения топлива до резерва осуществляется за счет наличия контакта, выведенного на контрольную лампу. Шкала указателя дана в долях от полной заправки.
Конструкционными недостатками данного датчика являются следующие факторы:
- в основном эксплуатация бронетанкового вооружения сопряжена с движением вне дорог с твердым или улучшенным покрытием, по бездорожью, в условиях рельефа местности изобилующем подъемами, спусками, косогорами со значительными, рвами и другими естественными и искусственными препятствиями, в ходе движения возникают резкие ускорения и затормаживания машины. При движении в таких условиях в топливных баках боевых машин возникают значительные и резко-переменные изменения углов наклона топлива. Резкие с большими амплитудами колебания поплавка с одной стороны не могут позволить в ходе движения снимать с датчика правильные показания, а с другой, могут привести к поломке контактного механизма датчика;
- на БМД, БТР-Д и машинах, использующих их базу, подобные датчики не устанавливаются.
Известен топливомер ТМУ-23 [Изделие 950 [Текст]: Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2, часть 1, 1985. - 174 с. - Библиогр.: 2-7], [Изделие 950 [Текст]: Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2, часть 2, 1985. - 228 с. - Библиогр.: 2-6], [Боевая машина десанта БМД-3 [Текст]: учебник / ответственный редактор Ю.Ф.Коваленко, компьютерная верстка М.А.Землякова, редакторы А.А.Посох, Т.М.Борисенко, тех. редактор С.В.Дворецкая, худ. редактор Е.В.Рустамова. - Омск: Омский танковый инженерный институт, 2003. - 388 с. - Библиогр.: 387-388], малогабаритный, электроемкий, служащий для раздельного контроля за количеством топлива в баках. Состоит из измерителей ТИ-2 (для левого бака), ИТ-3 (для правых баков), указателя М-13 60-11, с питанием от бортовой сети машины, работающий на изменении электрической емкости датчиков в зависимости от количества топлива в баке. Шкала дана в долях от полной заправки.
Недостатками данного топливомера является:
- данные о наличие топлива в баках выдается в долях от полной заправки, что может только ориентировать механика-водителя в ходе движения на необходимость дозаправки топливом;
- для определения примерного общего запаса топлива требуется переключать баки, а результаты суммировать;
- для определения точного количества топлива, залитого в топливные баки необходимо пользоваться щупом для замера уровня топлива и масла;
- устанавливается на машинах более поздних поколений - БМД-3 (4).
Известен топливомер [Боевая машина пехоты БМП-2 [Текст]: Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 2 / редактор В.А.Ивасенко, тех. редактор Н.Я.Богданова, корректор С.Н.Штынова, компьютерная верстка Н.В.Зизина. - М.: Военное издательство, 2001. - 320 с. - Библиогр.: 315-320], предназначенный для определения количества топлива в баках БМП. Представляет собой гидроуровень с ценой деления 50 л, выполненный из органического стекла, вставленный в металлический кожух. Топливомер размещен с левой стороны передней части основного топливного бака и соединен с ним трубопроводами.
Из-за разницы в конструктивных особенностях БМД и БМП, нет возможности установки подобного топливомера на БМД.
Для определения уровня охлаждающей жидкости известны планки, установленные в расширительном бачке системы охлаждения [Изделие 950 [Текст]: Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2, часть 1, 1985. - 174 с. - Библиогр.: 2-7], [Изделие 950 [Текст]: Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2, часть 2, 1985. - 228 с. - Библиогр.: 2-6], [Боевая машина десанта БМД-3 [Текст]: Учебник / ответственный редактор Ю.Ф.Коваленко, компьютерная верстка М.А.Землякова, редакторы А.А.Посох, Т.М.Борисенко, тех. редактор С.В.Дворецкая, худ. редактор Е.В.Рустамова. - Омск: Омский танковый инженерный институт, 2003. - 388 с. - Библиогр.: 387-388], принцип определения по которым, определяется видимостью над жидкостью той или иной планки.
Конструкционными недостатками данного датчика являются следующие факторы:
- при достаточно узкой горловине, видимость планок ограничена, а установленная система десантирования боевой машины, доставляет дополнительные неудобства;
- отсутствуют на машинах БМД-1(2), БТР-Д и машинах использующих их базу.
Для определения уровня охлаждающей жидкости известна контрольная линейка с гребнями [Боевая машина пехоты БМП-2 [Текст]: Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 2 / редактор В.А.Ивасенко, тех. редактор Н.Я.Богданова, корректор С.Н.Штынова, компьютерная верстка Н.В.Зизина. - М.: Военное издательство, 2001. - 320 с. - Библиогр.: 315-320], размещенная в расширительном бачке системы охлаждения БМП, принцип определения по которым определяется видимостью того или иного гребня.
Отсутствуют на машинах БМД-1(2), БТР-Д и машинах использующих их базу.
Известен щуп для замера уровня топлива, масла и охлаждающей жидкости, входящий в состав индивидуального комплекта ЗИП БМД-1(2), БТР-Д, БМД-3(4) [Боевые машины десантные БМД-1П и БМД-1ПК [Текст]: Инструкция по эксплуатации. Часть 2 / редактор П.В.Воронцов, тех. редактор А.А.Перескокова, корректор С.В.Соловьева. - М.: Военное издательство, 2002. - 192 с. - Библиогр.: 189-190], [Боевые машины десантные БМД-1П и БМД-1ПК [Текст]: Техническое описание / редактор П.В.Воронцов, тех. редактор А.А.Перескокова, корректор А.И.Беляева. - М.: Военное издательство, 2002. - 384 с. - Библиогр.: 380-384], [Бронетранспортер десантный БТР-Д [Текст]: Инструкция по эксплуатации. - Кубинка, 2001. - 448 с. - Библиогр.: 440-444], [Боевые машины десантные БМД-1П и БМД-1ПК [Текст]; Комплектовочная ведомость], [Изделие 950 [Текст]: Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга 2, часть 2, 1985. - 228 с. - Библиогр.: 2-6], [Изделие 950 [Текст]: Комплектовочная ведомость]. Щуп выполнен из алюминиевой полосы, имеющий в своей верхней части ручку, для удобства использования. Щуп отградуирован для замера уровня топлива в левом топливном баке, в правой группе топливных баков, для замера уровня охлаждающей жидкости (вода, антифриз), уровня масла в масляном баке, уровня жидкости в баке гидросистемы.
Конструкционными недостатками данного щупа являются следующие факторы:
- в условиях слабой освещенности в хранилищах с боевой техникой, в сумерки и в ночное время след, оставляемый светлыми нефтепродуктами (дизельное топливо, гидравлическая жидкость), охлаждающей жидкость (вода, антифриз) фактически не различимы на щупе, что приводит к многократным повторам замера;
- на машинах боевой группы эксплуатации при кратковременном хранении с загруженными на них средствами десантирования, производство замеров щупом становиться еще более затруднительным и требует дополнительных усилий и времени (замерам мешают установленные монтажные площадки и разложенные звенья парашютных систем).
Щуп для замера уровня топлива, масла и охлаждающей жидкости, входящий в комплект индивидуального ЗИП БМД-1(2), БТР-Д, БМД-3(4) взят за прототип.
Таким образом, в связи с описанными недостатками датчиков, щупов или невозможность их использования на БМД, возникает необходимость для БМД, БТР-Д и машин на их базе, создания универсального устройства, дешевого в производстве, простого в эксплуатации, снижающего трудозатраты при замере уровня топлива и охлаждающей жидкости. Подобный прибор, особенно для машин боевой группы эксплуатации, находящихся на кратковременном хранении с загруженными парашютными системами, может стать серьезной альтернативой щупу и стержням.
Технический результат применения индикатора уровня топлива и охлаждающей жидкости в емкостях систем двигателя внутреннего сгорания (в дальнейшем для простоты - индикатор) направлен на сокращение трудозатрат и времени, необходимого для выполнения работ по замеру уровня топлива и охлаждающей жидкости при проведении работ по контролю технического состояния боевой машины и при ее техническом обслуживании; на качественное и быстрое выполнение работ по подготовке к снятию с кратковременного хранения и подготовке к применению.
Технический результат достигается тем, что индикатор, содержащий щуп, отградуированный «вода», «антифриз», «топливо», при этом в него дополнительно установлены: бегунок, состоящий из корпуса, крышки, контакта «масса» (три диска), установленного в него блока аккумуляторов, выключателя, фиксатора с шариком, ограничителя перемещения бегунка и указателя; электрическая схема, состоящая из двух аккумуляторов, светодиодов красного и зеленого цвета, контактов зеленого и красного светодиода, выключателя, контакта «масса» и соединительных проводов; щуп выполнен из диэлектрического материала.
Отличительными признаками от прототипа являются установленные: бегунок, состоящий из корпуса, крышки, контакта «масса» (три диска), установленного в него блока аккумуляторов, выключателя, фиксатора с шариком, ограничителя перемещения бегунка и указателя; электрическая схема, состоящей из двух аккумуляторов, светодиодов красного и зеленого цвета, контактов зеленого и красного светодиода, выключателя, контакта «масса» и соединительных проводов; щуп выполнен из диэлектрического материала.
Индикатор (рисунок) состоит из щупа 1 с нанесенной градуировкой 2 «топливо», «вода», «антифриз», бегунка с крышкой 3, три контактных диска «масса» 4, выключателя 5, блока аккумуляторных батарей 6, фиксатора с шариком 7, ограничителя перемещения бегунка 8, указателя 9, красного светодиода 10, зеленого светодиода 11, контакта красного светодиода 12, контакта зеленого светодиода 13, соединительных проводов 14.
Индикатор работает следующим образом: установить, перемещая бегунок 3 вдоль оси щупа 1, указатель 9 напротив градуировки той жидкости, замер которой будет производиться, и опустить индикатор в заправочную горловину топливного бака (расширительного бачка), так, чтобы нижний контактный диск 4 вошел в горловину как направляющий, а диск 4 находящийся над ним создал контакт с горловиной бака. Включить выключатель 5 на крышке бегунка 3. Загорание светодиода зеленого цвета 11 говорит о том, что уровень жидкости соответствует норме (полной заправке), красного светодиода 10, одновременно с зеленым 11 - жидкости больше нормы, не горящие светодиоды, сигнализируют о низком уровне жидкости или ее отсутствии.
Индикатор из-за использования электричества при открытых контактах не может использоваться для замера уровня топлива на машинах, использующих в качестве топлива бензин.
Применение индикатора существенно сокращает время и уменьшает трудоемкость работ по замеру уровня топлива и охлаждающей жидкости при проведении работ контроля технического состояния боевой машины и при ее техническом обслуживании. Одного прибора на подразделение будет достаточно, чтобы быстро и качественно выполнить проверку уровня топлива и охлаждающей жидкости на боевых машинах в ходе проведения паркового или парково-хозяйственного дня, при проверках и инспектировании.
Применение индикатора позволяет сократить время, без потери качества выполнения работ, при подготовке БМД, БТР-Д к снятию с кратковременного хранения и подготовке к применению.
Индикатор так же может быть полезен при заправке (дозаправке) или проверке боевых машин в условиях темного времени суток или при отсутствии освещения на месте (во время) заправки или проверки боевых машин в полевых условиях.
Индикатор, при сохранении его принципиальной схемы может быть выполнен и для любой другой техники, где известно расстояние от поверхности замеряемой жидкости до верхней кромки заправочной горловины, а также при удлинении и градуировке штока, использовать его как уровнемер (кроме бензинов) для любой емкости.
Индикатор уровня топлива и охлаждающей жидкости в емкостях систем двигателя внутреннего сгорания, содержащий щуп, отградуированный «вода», «антифриз», «топливо», отличающийся тем, что в него дополнительно установлены: бегунок с крышкой, состоящий из корпуса, крышки, установленного в него блока аккумуляторов, выключателя, фиксатора с шариком, ограничителя перемещения бегунка и указателя, три контактных диска «масса»; электрическая схема, состоящая из двух аккумуляторов, светодиодов красного и зеленого цвета, контактов зеленого и красного светодиода, выключателя, контакта «масса» и соединительных проводов; щуп выполнен из диэлектрического материала.