Система мониторинга теплового состояния асинхронных электродвигателей

 

Полезная модель относится к электромеханике, а именно к устройствам для измерения и индикации электрических величин и может быть использована для оценки теплового состояния асинхронных электродвигателей. Задачей полезной модели является создание устройства для оценки теплового состояния электрических машин на основании потребляемых электрических токов, питающих напряжений и скорости вращения с учетом возможного несимметричного питания, наличия высших временных гармоник питающего напряжения и возможных дефектов в роторной клетке. Указанный технический результат достигают за счет того, что система мониторинга теплового состояния асинхронных электродвигателей содержит три датчика напряжения, соединенные по схеме «звезда», которые подключены к фазам асинхронного электродвигателя, к которому в разрыв одной из фаз подключен датчик тока. К валу асинхронного электродвигателя подсоединен датчик частоты вращения ротора, а датчики напряжения, датчик тока и датчик частоты вращения ротора подключены к входам аналого-цифрового преобразователя, выход которого подключен к входу микропроцессорного устройства, который связан с монитором. 1 ил.

Полезная модель относится к электромеханике, а именно к устройствам для измерения и индикации электрических величин и может быть использована для оценки теплового состояния асинхронных электродвигателей.

Известно устройство для бесконтактного определения температуры обмотки короткозамкнутого ротора частотно-регулируемого асинхронного двигателя (патент РФ на изобретение 2386114, МПК G01K 13/08 (2006.01), опубл. 10.04.2010), содержащее инвертор, выходы которого соединены с обмотками асинхронного электродвигателя, и вычислительное устройство, входы которого соединены с датчиком тока и датчиком напряжения, датчиком частоты тока статора, датчиком частоты вращения ротора, датчиком величины угла фазного сдвига между напряжением и током фазы статора.

Это устройство не позволяет учитывать несимметричное питание и наличие высших временных гармоник питающего напряжения, а также наличие дефектов стержней ротора для оценки теплового состояния асинхронных электродвигателей на основании потребляемых электрических токов, питающих напряжений и скорости вращения.

Задачей полезной модели является создание устройства для оценки теплового состояния электрических машин на основании потребляемого электрического тока, питающих напряжений и скорости вращения с учетом возможного несимметричного питания, наличия высших временных гармоник питающего напряжения и возможных дефектов в роторной клетке.

Поставленная задача решена за счет того, что система мониторинга теплового состояния асинхронных электродвигателей, так же как и в прототипе, содержит датчики напряжения, датчик тока, датчик частоты вращения ротора, подключенные к асинхронному электродвигателю.

Согласно полезной модели, система мониторинга теплового состояния асинхронных электродвигателей содержит три датчика напряжения, соединенные по схеме «звезда», которые подключены к фазам асинхронного электродвигателя, к которому в разрыв одной из фаз подключен датчик тока. К валу асинхронного электродвигателя подсоединен датчик частоты вращения ротора, а датчики напряжения, датчик тока и датчик частоты вращения ротора подключены к входам аналого-цифрового преобразователя, выход которого подключен к входу микропроцессорного устройства, который связан с монитором.

Предложенная система мониторинга позволяет проводить в режиме реального времени оценку теплового состояния асинхронных электродвигателей на основании возможного несимметричного питания, наличия высших временных гармоник питающего напряжения и на основании возможных дефектов в роторной клетке.

На фиг.1 приведена структурная схема системы мониторинга теплового состояния асинхронных электродвигателей.

Система мониторинга теплового состояния асинхронных электродвигателей содержит блок датчиков напряжения 1 (БДН) подключенный к фазам асинхронного электродвигателя 2 (АД), к которому в разрыв одной из фаз подключен датчик тока 3 (ДТ). Блок датчиков напряжения 1 (БДН) состоит из трех датчиков напряжения, соединенных по схеме «звезда». К валу асинхронного электродвигателя 2 (АД) присоединен датчик частоты вращения ротора 4 (Т). Выходы блока датчиков напряжения 1 (БДН), датчика тока 3 (ДТ) и датчика частоты вращения ротора 4 (Т) подключены к входам аналого-цифрового преобразователя 5 (АЦП), выход которого подключен к входу микропроцессорного устройства 6 (МПС), выход которого связан с монитором 7 (М), входящим в комплект МПС.

Датчики напряжения блока датчиков напряжения 1 (БДН), датчик тока 3 (ДТ) и датчик частоты вращения ротора 4 (Т) могут быть любыми стандартными. В качестве аналого-цифрового преобразователя 5 (АЦП) может быть использован аналого-цифровой цифровой преобразователь серии ADS8361 производства NATIONAL INSTRUMENTS (16 бит) или любой другой стандартный аналого-цифровой преобразователь. В качестве микропроцессорного устройства 6 (МПУ) может быть использован программируемый контроллер серии PXI-8183 производства NATIONAL INSTRUMENTS.

С помощью блока датчиков напряжения 1 (ДН) и датчика тока 3 (ДТ) измеряют фазные напряжения и ток в одной из фаз асинхронного электродвигателя 2 (АД). С помощью датчика частоты вращения ротора 4 (Т) измеряют скорость вращения вала электродвигателя 2 (АД). Измеренные величины фазных напряжений, тока в фазе и скорости вращения электродвигателя поступают на входы аналого-цифрового преобразователя 5 (АЦП) и преобразуются из аналоговой формы в цифровую. Обработанные в АЦП сигналы поступают на входы микропроцессорного устройства 6 (МПС) и обрабатываются в нем с помощью передаточных коэффициентов, заложенных в программу МПС. Эти передаточные коэффициенты представляют собой зависимости температур участков электродвигателя от уровня несимметричного и несинусоидального питающего напряжения и от уровня гармоники тока в фазе статора частотой f1·(1±s),

где f1 - частота питающего напряжения;

s - скольжение асинхронного электродвигателя, вычисленное на основании измеренной скорости вращения вала.

Эти передаточные коэффициенты рассчитывают следующим образом.

На первом этапе производят вычисление греющих электрических потерь в электродвигателе соответственно для статора PS и ротора Pr:

где R1 и r2n - соответственно активные сопротивления фаз статора и ротора;

IA, IB, IC - токи в фазах статора;

Irn - ток в фазе ротора с индексом n.

Число фаз ротора равно n.

Эти токи вычисляют с помощью следующей математической модели на основании измеренных фазных напряжений электродвигателя:

где USA, USB, USC - действующие значения питающих фазных напряжений статора;

iSA, iSB, i SC, SA, SB, SC (ira, irb, irc , ra, rb, rc) - токи и потокосцепления фаз статора(ротора);

M2 - вращающий момент на валу двигателя;

Mн - момент нагрузки;

2 и 2 - угол поворота и частота вращения ротора;

1 - угловая частота питающей сети;

L1 - индуктивность от полей рассеяния статора;

L2 - индуктивность от полей рассеяния ротора;

Lm - взаимная индуктивность между статором и ротором;

R1 - сопротивление фазы статора;

R'2 - приведенное сопротивление фазы ротора;

t - время;

p1 - число пар полюсов;

nk - угол поворота фазы ротора относительно фазы статора;

iSn и irk - токи фаз статора и ротора;

J - момент инерции ротора.

Вычисление греющих электрических потерь в двигателе производят для различных величин несимметрии и уровня высших временных гармоник питающего напряжения, а также при различном изменении сопротивления фаз ротора.

На втором этапе, используя полученный набор данных греющих электрических потерь, производят преобразование последних в тепловое поле электродвигателя с помощью программной среды ELCUT на персональном компьютере. Эта среда представляет собой программу для моделирования тепловых полей объектов методом конечных элементов на основании тепловых свойств материалов, используемых в данных объектах и на основании удельной теплоты выделения в участках исследуемого объекта. Таким образом, создается база данных коэффициентов, которые позволяют анализировать тепловое состояние асинхронного электродвигателя на основании измеренных фазных напряжений, тока в фазе и скорости вращения вала.

Итоговый результат вычисления в аналого-цифровом преобразователе 5 (АЦП) представляет собой величины температур самых нагретых точек асинхронного электродвигателя, которые поступают на монитор 7 (М) для последующего отображения.

Система мониторинга теплового состояния асинхронных электродвигателей, содержащая датчики напряжения и датчик тока, датчик частоты вращения ротора, подключенные к асинхронному электродвигателю, отличающийся тем, что три датчика напряжения, соединенные по схеме «звезда», подключены к фазам асинхронного электродвигателя, к которому в разрыв одной из фаз подключен датчик тока, при этом к валу асинхронного электродвигателя подсоединен датчик частоты вращения ротора, а датчики напряжения, датчик тока и датчик частоты вращения ротора подключены к входам аналого-цифрового преобразователя, выход которого подключен к входу микропроцессорного устройства, который связан с монитором.



 

Похожие патенты:

Система автоматического регулирования скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения построенная по принципу подчиненного регулирования параметров со скоростным и токовым контурами.

Изобретение относится к телекоммуникациям, медицине и может быть использовано для удаленного исследования и диагностики состояния пациентов

Изобретение относится к устройствам для автотрансформаторного пуска асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором

Станок и оборудование для статической и динамической балансировки роторов электродвигателя электрических машин относится к области машиностроения и может быть использовано для компенсации дисбаланса вращающихся частей машин путем добавления к испытуемым объектам корректирующих грузов.

Полезная модель относится к электротехнике, в частности к регулируемым электроприводам переменного тока, и может использоваться для минимизации потребляемого тока статора при питании асинхронного электродвигателя с фазным ротором от преобразователя частоты.
Наверх