Спускоподъемное устройство для объектов, транспортируемых на маломерных судах, и устройство для его установки

 

Спускоподъемное устройство для объектов, транспортируемых на маломерных судах, предназначено для транспортировки, спуска и подъема подводных и надводных объектов, приборов и оборудования для проведения геофизических и гидрографических работ на водной акватории.

Заявляемое устройство характеризуется наличием горизонтально-продольных и вертикально-поперечных элементов, закрепленных, например, на надувных бортах судна, образующих съемно-разборный корпус из металлических профилей круглого или квадратного сечения для транспортировки объектов, подъемного устройства в носовой части судна, выполненного в виде П-образной рампы с возможностью ее вращения в вертикальной плоскости, а также ее фиксацией в вертикальном положении и под углом 20-30° к горизонту, наличием шлюзовых отсеков с запорными устройствами в виде двуплечных рычагов и спусковых слипов, расположенных в кормовой части судна.

Устройство для установки спускоподъемного устройства, характеризуется наличием на каждом борту судна, по меньшей мере, двух охватывающих их дугообразных элементов, при этом с двух сторон от верхней точки дугообразного элемента в вертикальной плоскости выполнены дополнительные элементы с возможностью крепления спускоподъемного устройства. Концы дугообразного элемента снабжены втулками для закрепления дуги на борту посредством рымов, уключин, полуколец и т.п.

Техническим результатом полезной модели является удобство эксплуатации при доставке объектов к месту назначения и при проведении спускоподъемных работ на акватории.

Спускоподъемное устройство для объектов, транспортируемых на маломерных судах, в частности, на лодках с жестким и/или надувным корпусом, катамаранах, тримаранах, RIB лодках предназначено для транспортировки, спуска и подъема подводных и надводных объектов, приборов и оборудования для проведения геофизических и гидрографических работ на акваториях рек, озер, каналов, прибрежной зоны морей и океанов.

Известны спускоподъемные устройства, устанавливаемые на судах большего водоизмещения, например, «Спускоподъемное устройство для буксировки подводных аппаратов патент 91968, МПК В63В 21/66, «Судовое аппарельное устройство» по патенту 2272735 МПК В63В 27/14, технические решения которых не применимы для установки и использования их на маломерных судах, в частности, на судах с надувными бортами.

В настоящее время транспортировка различного оборудования к месту назначения на неглубоких акваториях осуществляется на палубах маломерных судов, что ограничивает полезный объем их палубного пространства и создает помехи судовождению, затрудняя перемещения экипажа при работе.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение удобства эксплуатации маломерных судов при транспортировке оборудования к месту назначения и для проведения спускоподъемных операций за счет увеличения полезного объема палубного пространства и кроме того обеспечивает быструю сборку разборку конструкции спускоподъемного устройства за счет использования соединительных втулок различного сечения.

Технический результат достигается размещением на маломерном судне, например, на лодке с надувными бортами спускоподъемного устройства, состоящего из горизонтально-продольных и вертикально-поперечных элементов, закрепленных на надувных бортах судна. Элементы образуют съемно-разборный корпус, который состоит из конструкции для транспортировки объектов, подъемного устройства, размещенного в носовой части судна, шлюзовых отсеков с запорными устройствами в виде двухплечных рычагов и спусковых слипов в кормовой части. Подъемное устройство выполнено в виде П-образной рампы с возможностью ее вращения в вертикальной плоскости, а также возможностью ее фиксации в вертикальном положении и под углом 20-30° к горизонту. Элементы конструкции устройства выполнены из металлических профилей круглого или квадратного сечения.

Запорное устройство шлюзового отсека служит для фиксации объекта при транспортировке и предохраняет их от самопроизвольного поступления на спусковой слип.

Размещение съемно-разборной конструкции спускоподъемного устройства на надувных бортах маломерных судов повышает удобство эксплуатации за счет освобождения пространства кокпита судна от транспортируемого груза при доставке его к месту назначения и проведения операций спуска и подъема подводного или надводного оборудования, приборов и других грузов, тем самым не создавая помехи судовождению.

Известны устройства для крепления навесных элементов к надувным баллонам лодок и средства их присоединения непосредственно к этим баллонам по полезной модели РФ 1277, МПК В63В 7/00.

Известна «Надувная лодка» по патенту РФ 65858, В63В 7/00, которая также содержит устройства для крепления только навесных элементов к надувным баллонам в виде Г-образных зацепов из жесткого материала и средства присоединения этих элементов к надувным баллонам, например, в виде карманов, петель или колец и др.

Техническим результатом предлагаемого устройства является возможность крепления конструкции вышеупомянутого спускоподъемного устройства на надувных бортах к любым навесным элементам: уключинам, рымам и полукольцам и т.п. для транспортировки объектов, обычно размещаемых на маломерных судах.

Устройство для установки спускоподъемного устройства состоит по меньшей мере из двух и более охватывающих каждый надувной борт дугообразных элементов. С двух сторон от верхней точки дугообразного элемента выполнены дополнительные вертикальные элементы с образованием горизонтальной плоскости для крепления спускоподъемного устройства. Концы дугообразного элемента снабжены горизонтальными втулками для закрепления дуги на борту посредством рымов, уключин, полуколец и т.п. с помощью болтовых или других соединений.

Сущность полезной модели поясняется чертежами:

фиг.1 - вид сбоку надувной лодки со спускоподъемным устройством;

фиг.2 - вид надувной лодки сверху;

фиг.3 - вид с кормы;

фиг.4 - шлюзовой отсек со слипом;

фиг.5 - горизонтально-продольные и вертикально-поперечные элементы;

фиг.6 - устройство для установки спускоподъемного устройства.

Предлагаемая модель спускоподъемного устройства состоит из конструкции для транспортировки объектов, образованной горизонтально-продольными 1 и вертикально-поперечными элементами 2, выполненных из металлических профилей круглого или квадратного сечения с возможностью их состыковки для сборки и разборки конструкции, расположенных на надувных бортах 3. В носовой части судна на элементах 1 установлено подъемное устройство 4 в виде П-образной рампы с U-образным изгибом 5. Рампа выполнена с возможностью фиксации ее в вертикальном положении и под углом 20-30° к горизонту для облегчения подъема рампы в вертикальную плоскость. В кормовой части конструкции выполнены по бортам шлюзовые отсеки 6 с запорными устройствами в виде установленных на осях двухплечных рычагов 7, причем короткое плечо рычагов соединено с возвратной пружиной (на фиг. не показана), а длинное плечо в горизонтальном положении предотвращает самопроизвольное поступление приборов на спусковой слип 8.

Устройство для крепления горизонтально-продольной конструкции 1 содержит дугообразные элементы 9, расположенные по бортам 3 лодки. С двух сторон от верхней точки дугообразного элемента выполнены дополнительные вертикальные элементы 10, образующие с верхней точкой дуги опорную поверхность для установки горизонтально-продольных и вертикально-поперечных элементов корпуса спускоподъемного устройства. Концы дугообразных элементов 9 снабжены горизонтально расположенными втулками 11 для закрепления дуги на борту посредством рымов, уключин, полуколец и др. посредством болтовых или других соединений.

Спускоподъемное устройство в разобранном виде доставляется к маломерному, судну собирается и с помощью соединительных втулок 11 закрепляется на надувных бортах 3 судна (Фиг.1, 2).

Работа спускоподъемного устройства осуществляется следующим образом: в конструкцию для транспортировки (Фиг.5), состоящую из элементов 1 и 2, загружаются подводные или надводные объекты и приборы при этом подъемное устройство 4 в виде П-образной рампы при транспортировке или стоянке судна на якоре устанавливается в вертикальное положение (Фиг.1) и используется для закрепления на ней навигационного оборудования, ходовых и/или сигнальных огней.

По прибытии в район постановки, оборудование или приборы по одному перемещают из конструкции для транспортировки в шлюзовой отсек 6 (Фиг.2, 3) и при поочередном открытии или закрытии запорных устройств 7 шлюзового отсека по слипам 8 (Фиг.4) производится сброс этого прибора или оборудования. При одновременном открытии обоих запорных устройств 7 шлюзового отсека 6 осуществляется спуск по слипам поочередно сразу всех приборов. Постановка приборов на акваторию может производиться одновременно с обоих бортов маломерного судна.

Объекты или приборы заранее или непосредственно перед постановкой на дно или поверхность акватории объединяют соединительным тросом.

Подъем приборов или оборудования на маломерное судно осуществляется с помощью П-образной рампы подъемного устройства 4 в носовой части судна. Трос, соединяющий установленные на акватории приборы, через U-образный изгиб 5 рампы вручную начинают выбирать на маломерное судно. В процессе выбирания троса прибор, поднимаясь вверх с поверхности воды, упирается в районе изгиба 5 в поперечную перекладину и начинает поднимать ее в вертикальное положение. При достижении местоположения прибора над приемной площадкой маломерного судна, подъемное устройство вручную фиксируется, тросу дается слабина, прибор без повреждений опускается на приемную площадку и далее размещается в конструкции для транспортировки. Тем самым цикл: транспортировка - спуск-подъем приборов или оборудования завершен.

1. Спускоподъемное устройство для объектов, транспортируемых на маломерных судах, характеризующееся наличием горизонтально-продольных и вертикально-поперечных элементов, закрепленных, например, на надувных бортах судна и образующих съемно-разборный корпус, состоящий из конструкции для транспортировки объектов, подъемного устройства в носовой части судна, выполненного в виде П-образной рампы с возможностью ее вращения в вертикальной плоскости, а также ее фиксацией в вертикальном положении и под углом 20-30° к горизонту, шлюзовых отсеков с запорными устройствами в виде двуплечих рычагов и спусковых слипов в кормовой части.

2. Устройство по п.1, характеризующееся тем, что элементы конструкции спускоподъемного устройства выполнены из металлических профилей круглого или квадратного сечения.

3. Устройство для установки спускоподъемного устройства, характеризующееся наличием на каждом борту судна, по меньшей мере, двух охватывающих их дугообразных элементов, при этом с двух сторон от верхней точки дугообразного элемента в вертикальной плоскости выполнены дополнительные элементы с возможностью крепления спускоподъемного устройства, а концы дугообразного элемента снабжены втулками для закрепления дуги на борту посредством рымов, уключин, полуколец.

4. Устройство по п.3, характеризующееся тем, что закрепление дугообразного элемента на надувном борту судна в уключинах или рымах производится посредством болтовых соединений.



 

Наверх