Захват рельсовый

 

Полезная модель относится к области машиностроения, преимущественно, подъемно-транспортного, и может быть использована на рельсовых машинах, преимущественно, на козловых или мостовых опорных кранах. Захват рельсовый содержит основание, выполненное в виде бруса 1, расположенного вдоль рельса 2. На брусе 1 шарнирно с помощью осей 3 закреплена, по меньшей мере, одна пара челюстей 4 с возможностью охвата ими головки 5 рельса 2. Оси 3 расположены в зоне за перпендикуляром «а» к взаимодействующей с этой челюстью 4 нижней поверхности «б» головки 5 рельса 2 в точке «в» ее перехода в радиальный участок «г», соединяющий указанную нижнюю поверхность «б» головки рельса и его вертикальную стенку 6. Брус 1 оснащен элементами его крепления к рельсовой машине. Технический результат устройства заключается в повышении эксплуатационной надежности и безопасности устройства в условиях повышенной сейсмической активности, заключающейся в предотвращении схода колеса рельсовой машины с рельса. 3 д.п. ф-лы, 3 ил.

Полезная модель относится к области машиностроения, преимущественно, подъемно-транспортного, и может быть использована на рельсовых машинах, преимущественно, на козловых или мостовых опорных кранах.

Известно устройство для экстренного автоматического торможения подвижного состава монорельсовых дорог, содержащее ходовую и фиксирующую части, шарнирно соединенные между собой с возможностью поворота в вертикальной плоскости, установленные на ходовой части колеса, взаимодействующие с нижней полкой монорельса, вал, смонтированный в подшипниках фиксирующей части, жестко закрепленные в средней части вала эксцентрики с возможностью взаимодействия с нижней полкой монорельса, центробежный кулачковый механизм, установленный в подшипниках качения на консольной части вала, и рычаг, жестко закрепленный на валу с возможностью взаимодействия с кулачковым механизмом, при этом на фиксирующей части имеются упоры, установленные с зазором относительно наружных поверхностей нижней полки монорельса и с возможностью взаимодействия с ними при экстренном торможении, а колеса кинематически связаны с кулачковым механизмом, обеспечивая вращение вала и оси в одном направлении (патент на полезную модель РФ 105245 от 16.02.2011 г.)

Это устройство позволяет произвести экстренное торможение подвижного состава в условиях аварийной ситуации, но не удержит состав на рельсах от падения, например, при землетрясении, когда рельсовый путь остается не разрушен.

Известны также рельсовые захваты с ручным и с электрическим (автоматическим) приводом (книга М.П.Александрова «Подъемно-транспортые машины», Москва «Высшая школа» -1972 г., стр.287-289).

Недостатком этих устройств является то, что они хорошо удерживают кран на рельсах в горизонтальной плоскости, но не могут предотвратить отрыв колес крана от рельса в вертикальном направлении и требуют для своего закрытия или приложения физических усилий или включения электропривода.

Техническим результатом заявленной полезной модели является повышение эксплуатационной надежности и безопасности устройства в условиях повышенной сейсмической активности, заключающейся в предотвращении схода колеса рельсовой машины с рельса.

Указанный технический результат достигается за счет того, что захват рельсовый содержит основание, выполненное в виде расположенного вдоль рельса бруса, на котором шарнирно с помощью осей закреплена, по меньшей мере, одна пара челюстей с возможностью охвата ими головки рельса, при этом оси поворота каждой из челюстей расположены в зоне за перпендикуляром к взаимодействующей с этой челюстью нижней поверхности головки рельса в точке ее перехода в радиальный участок, соединяющий указанную нижнюю поверхность головки рельса и его вертикальную стенку, а брус оснащен элементами его крепления к рельсовой машине.

Брус захвата выполнен с цапфой Т-образного сечения для соединения с рельсовой машиной, при этом в цапфе выполнено осевое резьбовое отверстие под болт, установленный с возможностью взаимодействия с рельсом. На нижней поверхности бруса может быть выполнена продольная выемка для ориентации захвата на рельсе (фиг.3)

Брус установлен либо с возможностью скольжения по рельсу, либо на расстоянии от него.

Кроме того, на брусе установлены ролики или скользуны, взаимодействующие с рельсом.

Предложенное устройство поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен захват рельсовый, вид сбоку; на фиг.; 2 - вид А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1.

Захват рельсовый представляет собой основание, выполненное в виде бруса 1, расположенного вдоль рельса 2. На брусе 1 шарнирно с помощью осей 3 закреплена, по меньшей мере, одна пара челюстей 4, с возможностью охвата ими головки рельса 5. Оси 3 поворота каждой из челюстей 4 расположена в зоне за перпендикуляром «а» к взаимодействующей с этой челюстью нижней поверхности «б» головки рельса 5 в точке «в» ее перехода в радиальный участок «г», соединяющий указанную нижнюю поверхность «б» головки рельса 5 и его вертикальную стенку 6. Брус 1 выполнен с цилиндрической цапфой 7 Т-образного сечения, имеющей осевое резьбовое отверстие 8 под болт 9. С помощью цапфы 7 брус 1 соединяется с рельсовой машиной, например, с краном (на чертежах не показано). Соединение обеспечивает ограниченное вертикальное и горизонтальное перемещение бруса относительно крана. Горизонтальная подвижность компенсирует смещение захвата, связанное с перемещением крана поперек рельса в пределах зазора между рельсом и ребордами колеса рельсовой машины. Вертикальная подвижность исключает прижатие захвата к рельсу, вызванное неровностями пути и деформацией крана. Брус 1 устанавливается либо с возможностью скольжения по рельсу 2, либо на некотором расстоянии от него. Захват рельсовый может быть оснащен направляющими роликами или скользунами (на чертежах не показано). Последние могут быть закреплены в передней части захвата и выполнять функцию очистки рельса от посторонних предметов. Устройство работает следующим образом.

При работе рельсовой машины, например, крана, в нормальных условиях, брус 1 рельсового захвата либо скользит по рельсу 2, либо расположен над ним на некотором расстоянии.

В случае возникновения аварийной ситуации, вызванной землетрясением, ветром, или другими причинами, кран начинает раскачиваться, отрываясь от рельса, поднимая брус 1 от рельса 2. При этом при подъеме бруса 1, прикрепленные к нему челюсти 4 коснутся нижней поверхности «б» головки рельса 5 и прекратят дальнейшее раскрытие, удерживая кран от падения, за счет того, что ось 3 поворота каждой челюсти 4 расположена в зоне за перпендикуляром «а» к взаимодействующей с этой челюстью нижней поверхности «б» головки рельса в точке ее перехода «в» в радиальный участок «г», соединяющий указанную нижнюю поверхность головки рельса и его вертикальную стенку 6.

Шарнирное крепление челюстей к брусу позволяет установить захват на рельс или снять его в любом месте, и проходить по криволинейному пути с большим радиусом. С помощью болта 9 можно зафиксировать захват на рельсе 2.

1. Захват рельсовый, содержащий основание, выполненное в виде расположенного вдоль рельса бруса, на котором шарнирно с помощью осей закреплена, по меньшей мере, одна пара челюстей с возможностью охвата ими головки рельса, при этом оси поворота каждой из челюстей расположены в зоне за перпендикуляром к взаимодействующей с этой челюстью нижней поверхности головки рельса в точке ее перехода в радиальный участок, соединяющий указанную нижнюю поверхность головки рельса и его вертикальную стенку, а брус оснащен элементами его крепления к рельсовой машине.

2. Захват по п.1, отличающийся тем, что брус выполнен с цапфой Т-образного сечения для соединения с рельсовой машиной, при этом в цапфе выполнено осевое резьбовое отверстие под болт, установленный с возможностью взаимодействия с рельсом.

3. Захват по п.1, отличающийся тем, что брус установлен либо с возможностью скольжения по рельсу, либо на расстоянии от него.

4. Захват по п.1, отличающийся тем, что на брусе установлены ролики или скользуны, взаимодействующие с рельсом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к специальным устройствам, предназначенным, преимущественно, для рихтовки в поперечном направлении крановых путей мостовых кранов

Устройство представляет собой резиновый брус, размещаемый между рельсом и плитой покрытия и имеет форму открытого сверху канала U-образной формы. Служит для укрепления рельсовых путей и устранения дефектов рельсов.
Наверх