Державка петли крышки люка полувагона

 

Предлагаемая полезная модель применяется при изготовлении державок петли крышки люка и хребтовых балок для универсальных полувагонов с крышками в полу кузова. Полезная модель характеризуется тем, что контактная поверхность державки образована кромками оснований скругленных ребер, и соединение последних между собой выполнено с помощью наклонной перемычки, верхний край которой расположен в плоскости кромок оснований скругленных ребер и составляет с ними общий Н-образный контактный контур для закрепления сваркой к несущему элементу хребтовой балки полувагона. При этом округленные ребра и соединяющая их наклонная перемычка выполнены совместно, в виде цельнолитой детали, или раздельно, в виде отдельных вырезных элементов, сваренных между собой в державку петли. На основаниях скругленных ребер, при цельнолитом варианте державки, выполнены внешние скосы для наложения сварочных швов при закреплении державки к несущему элементу полувагона. Полезная модель удешевляет серийное производство массовой детали (42 державки на 1 полувагон) и сборочное производство хребтовой балки полувагона, на несущий элемент которой жестко закрепляются 42 державки. При этом экономятся материалы для закрепления державок, расходы на инструмент и технологическое оснащение производств, также уменьшаются трудовые расходы.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности, к магистральным универсальным полувагонам и касается конструктивного исполнения державок петель для шарнирной установки крышек люков на несущем элементе рамы полувагона. Предлагаемая полезная модель может быть использована при серийном выпуске универсальных полувагонов с люками в полу кузова или при ремонтах таких полувагонов, а также при серийном производстве державок петли крышки люка для поставок заказчикам.

В странах СНГ и в восточных прибалтийских странах получили распространение и широко известны из уровня техники державки петель крышек люков [1, 2], устанавливаемые на несущем элементе рамы [3] полувагона с помощью заклепочных соединений. Державки предназначены для шарнирного закрепления каждой из трех петель крышек люков, образующих пол полувагона, обеспечивающего открывание крышек люков для разгрузки сыпучих грузов из полувагона.

Державка [1, 2] выполнена штампованной в виде двух скругленных ребер, соединенных между собой, с отверстиями для оси шарнирного соединения с петлей крышки люка. Соединение скругленных ребер между собой осуществлено штампованным основанием, которое является контактной поверхностью для жесткого закрепления державки к несущему элементу рамы полувагона с помощью трех заклепок. Фигурная заготовка державки [1, 2] и ее гибка, ввиду малых размеров детали при толщине листового материала в 12 мм, выполняются путем горячей штамповки. При крупносерийном производстве выполнение в державке отверстий для оси шарнирного соединения с крышкой люка производится с помощью специального агрегатного станка [4].

Известная державка [1, 2] штампованной конструкции имеет не рациональное, энергоемкое, металлоемкое и трудоемкое в исполнении жесткое крепление к несущему элементу рамы полувагона с помощью трех заклепок. При этом в зоне наибольшей силовой нагрузки, т.е. в верхней части контактной поверхности державки, в виду конструктивных особенностей державки, размещена одна заклепка, а в менее нагруженной нижней части - две заклепки. Кроме этого, при серийном изготовлении известной державки методом горячей штамповки из листа толщиной 12 мм образуется двухсторонняя окалина, что уменьшает толщину скругленных ребер и основания державки и приводит к технологическим потерям металла. Поэтому изготовленная державка имеет толщину ребер и основания 11 мм. Известная державка требует использования высококвалифицированного ручного труда клепальщика при ее установке на несущий элемент полувагона, а при выполнении отверстий для оси шарнирного соединения в штампованной заготовке при серийном производстве державок дорогостоящего агрегатного станка [4] или не эффективного сверления по кондукторам.

Задачей предлагаемой полезной модели является конструктивное и технологическое совершенствование державки петли крышки люка полувагона с целью повышении эффективности державок, как при серийном изготовлении, так и при их жестком закреплении к несущему элементу при сборке полувагона.

Технический результат заявляемой полезной модели - удешевление и интенсификация серийного производства не только массовой детали (42 державки на 1 полувагон), но и сборочного производства хребтовой балки рамы полувагона, на несущий элемент которой жестко закрепляются 42 державки. При этом экономятся материалы, затраты на инструмент и технологическое оснащение, также уменьшаются трудовые затраты.

Для достижения технического результата, в предлагаемой конструкции державки петли крышки люка полувагона, выполненной в виде соединенных между собой двух скругленных ребер, с отверстиями для оси шарнирного соединения, и имеющей контактную поверхность для жесткого закрепления к несущему элементу полувагона, данная контактная поверхность державки образована кромками оснований скругленных ребер, и соединение последних между собой выполнено посредством наклонной перемычки, верхний край которой расположен в плоскости кромок оснований скругленных ребер и составляет с ними общий контактный контур для жесткого закрепления державки сварными швами к несущему элементу полувагона. При этом скругленные ребра и соединяющая их наклонная перемычка выполнены совместно, в виде цельнолитой детали, или раздельно, в виде отдельных вырезных элементов, сваренных между собой. Контактный контур для жесткого закрепления державки сваркой выполнен Н-образным, и на основаниях скругленных ребер выполнены наружные скосы для возможности наложения качественных сварных швов при закреплении державки к несущему элементу полувагона.

Краткое описание чертежей

Фиг.1 - общий вид предлагаемой державки петли крышки люка полувагона в аксонометрическом изображении. Показана конструкция державки с отверстиями для шарнирного соединения с петлей крышки люка и наружными скосами для наложения сварных швов. При этом показан Н-образный контактный контур для жесткого закрепления державки сваркой к несущему элементу полувагона (на чертеже не показан).

Фиг.2 - то же, вид сбоку с местным разрезом. Показаны округленные ребра и соединяющая их наклонная перемычка, выполненные в виде цельнолитой детали. Штрих-пунктирной линией показан несущий элемент полувагона для закрепления цельнолитой детали сваркой.

Фиг.3 - то же, вид сбоку с местным разрезом. Показан вариант округленных ребер и соединяющая их наклонная перемычка, выполненные в виде отдельных вырезных элементов, сваренных между собой.

Осуществление полезной модели

(устройство и принцип действия)

Державка петли крышки люка полувагона, фиг.1, по предлагаемой полезной модели, состоит из соединенных между собой двух скругленных ребер 1 и 2, фиг.1, 2, с отверстиями «Б» для оси шарнира крышки (на чертежах не показана). Соединение скругленных ребер 1, 2 между собой выполнено посредством наклонной перемычки 3, верхний край «Г» которой расположен в плоскости «Д» кромок оснований скругленных ребер и составляет с ними общий Н-образный контактный контур (см. фиг.1) для жесткого закрепления державки наружными сварными швами к несущему элементу рамы полувагона. Скругленные ребра 1, 2 и соединяющая их наклонная перемычка 3 выполнены совместно, в виде цельнолитой детали, состоящей из плоских элементов, представляющих ребра, поз.1 и 2, с отверстиями «Б» и наклонной перемычки 3. Последние образуют Н-образный контактный контур для приварки детали к несущему элементу 4, фиг.2, рамы полувагона. На основаниях скругленных ребер 1 и 2 выполнены скосы «Е» для наложения по скосам наружных качественных сварных швов при закреплении державки. Скосы «Е», как и отверстия «Б» цельнолитой детали, выполняются литейным способом. Преимущественный способ литья - по газовым моделям.

Как вариант, предлагаемая державка петли крышки люка может быть выполнена из отдельных вырезных (холодноштампованных) деталей - 2-х скругленных ребер 5, фиг.3, и сваренной с ними наклонной перемычки 6. При штампосварном варианте исполнения державки ребра 5 также выполняются с отверстиями «Б», получаемые при штамповке. Штампованные ребра 5, при этом, изготовляются без наружных скосов «Е», фиг.1, и приварка державки к несущему элементу 4 рамы полувагона осуществляется наружными тавровыми швами (без разделки кромок под сварку).

Предприятием-заявителем в порядке совершенствования конструкции полувагонов разработаны рабочие чертежи цельнолитой державки петли крышки люка по предлагаемой полезной модели и ее установки на металлоконструкции рамы полувагона. По заказу ПАО «Дизельный завод» в 1-м квартале 2011 г. проведена технологическая подготовка серийного выпуска цельнолитой детали на 2-х литейных предприятиях с получением первых образцов. Образцы испытаны, получены положительные результаты. Использование заявленной полезной модели запланировано с 1 июня 2011 г. на полувагонах модели 12-9790 и модели 12-9791 (нового поколения).

Источники информации

1. Отраслевой стандарт «Петля и державка петли крышки люка полувагона», ОСТ 24.151.10-77, раздел «Державка петли крышки люка полувагона» ОСТ 24.151.10.02-77.

2. Каталог ООО «Деталь-Снаб» - Фотография детали «Державка петли крышки люка полувагона», http//detal-snab.ucoz.ru/load/2-1-1-38.

3. «Вагоны» под редакцией проф. Л.А.Шадура, Москва «Транспорт», 1980, стр.315-316, рис.XI.21.

4. Каталог товаров Харьковского завода агрегатных станков. Агрегатный станок модели АХТ-03 для обработки детали «Державка петли крышки люка полувагона ОСТ 24.151.10.02-77», 2721.ua.all-biz.info

1. Державка петли крышки люка полувагона, выполненная в виде соединенных между собой двух скругленных ребер, с отверстиями для оси шарнирного соединения, и имеющая контактную поверхность для жесткого закрепления к несущему элементу полувагона, отличающаяся тем, что контактная поверхность образована кромками оснований скругленных ребер, и соединение последних между собой выполнено посредством наклонной перемычки, верхний край которой расположен в плоскости кромок оснований скругленных ребер и составляет с ними общий контактный контур для жесткого закрепления сваркой к несущему элементу полувагона, при этом скругленные ребра и соединяющая их наклонная перемычка выполнены совместно, в виде цельнолитой детали, или раздельно, в виде отдельных вырезных элементов, сваренных между собой.

2. Державка петли крышки люка полувагона по п.1, отличающаяся тем, что контактный контур для жесткого закрепления сваркой выполнен Н-образным, и на основаниях скругленных ребер выполнены наружные скосы для наложения сварных швов при закреплении детали к несущему элементу полувагона.



 

Наверх