Автопоезд

 

Полезная модель может быть использована на лесозаготовительных предприятиях, при строительстве нефте- и газопроводов. Автопоезд состоит из соединенных крестообразной сцепкой тягача и прицепа, на рамах которых на опорах смонтированы с возможностью поворота относительно вертикальных осей коники, а опоры установлены с наклоном на тягаче вперед, а на прицепе - назад, причем балки коников установлены относительно осей поворота в плоскости размещения коников, а опоры выполнены в виде полых цилиндров, при этом коники жестко закреплены на площадках, установленных на опорах, а площадка своими краями входят в зацепление с опорой и имеют возможность поворота, между площадкой и торцевой поверхностью опоры установлен шариковый подшипник, а площадка состоит из двух частей, скрепленных болтовым соединением. Полезная модель повышает эксплуатационные возможности, надежность и долговечность работы автопоезда. 2 ил.

Полезная модель относится к машинам и оборудованию, предназначенным для транспортировки длинномерных грузов по неустроенным дорогам с целью улучшения эксплуатационных качеств автопоезда, повышения надежности и долговечности его работы и может быть использована на лесозаготовительных предприятиях, при строительстве и эксплуатации нефте- и газопроводов.

Извечны различные конструкции автопоездов для перевозки длинномерных грузов по неустроенным дорогам, при этом тягач и прицеп соединены между собой не только жесткой тягой, но и гибкой тросовой крестообразной сцепкой, а коники соединены с горизонтальными опорными площадками вертикальными осями [Ильин Б.А., Корунов М.М., Кувалдин Б.И. "Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог" М.: Лесн. пром-сть, 1971, 576 с.].

Недостатком такой конструкции автопоезда является невозможность наклона пакета груза в сторону угла поворота, а это приводит к снижению скорости движения, чтобы исключить опрокидывание. К тому же вертикальная ось соединения коника с площадкой быстро выходит из строя вследствие значительных сдвигающих усилий при трогании, движении и торможении автопоезда.

Близким к предлагаемому является "Автопоезд для перевозки длинномерных грузов" [SU 1556990 A1, 15.04.1990], содержащий соединенные крестообразной сцепкой тягач и прицеп, на рамах которых на опорах смонтированы с возможностью поворота относительно вертикальных осей коники, а опоры установлены с наклоном на тягаче вперед, а на прицепе назад, причем балки коников установлены относительно осей поворота с возможностью поворота в плоскости размещения коников, а их оси расположены внутри опор, причем опоры выполнены в виде полых цилиндров.

Недостатком известного является снижение эксплуатационных качеств автопоезда вследствие соединения балки коника осью с наклонной опорой из-за частых поворотов при движении и, как следствие, перемещения балки коника по опоре при трогании и торможении тягача, а также изгиб оси из-за сдвигающих усилий от движения коника по наклонной поверхности опоры.

Наиболее близким к предлагаемому является "Автопоезд" [RU 95606 U1, 10.07.2010], содержащий соединенные крестообразной сцепкой тягач и прицеп, на рамах которых на опорах смонтированы с возможностью поворота относительно вертикальных осей коники, а опоры установлены с наклоном на тягаче вперед, а на прицепе - назад, причем балки коников установлены относительно осей поворота в плоскости размещения коников, а опоры выполнены в виде полых цилиндров, при этом коники жестко закреплены на площадках, установленных на опорах, а площадки своими краями входят в зацепление с опорой и имеют возможность поворота.

Недостатком известного является снижение эксплуатационных возможностей автопоезда, т.к. надежность и долговечность соединения площадки с опорой напрямую зависит от условий работы и своевременности смазки трущихся деталей (площадка скользит своей нижней частью при поворотах по несмазанной торцевой поверхности опоры, т.е. по кольцу). К тому же в известном устройстве площадка выполнена неразъемной, следовательно, при выходе из строя коника, площадки или опоры придется менять весь узел.

Технической задачей, решаемой полезной моделью, является повышение надежности и долговечности соединения площадки с опорой, улучшение эксплуатационных возможностей автопоезда.

Технический результат достигается тем, что автопоезд, содержащий соединенные крестообразной сцепкой тягач и прицеп, на рамах которых на опорах смонтированы с возможностью поворота относительно вертикальных осей коники, а опоры установлены с наклоном на тягаче вперед, а на прицепе - назад, причем балки коников установлены относительно осей поворота в плоскости размещения коников, а опоры выполнены в виде полых цилиндров, при этом коники жестко закреплены на площадках, установленных на опорах, а площадка своими краями входят в зацепление с опорой и имеют возможность поворота, согласно полезной модели между площадкой и торцевой поверхностью опоры установлен шариковый подшипник, а площадка состоит из двух частей, скрепленных болтовым соединением.

Сущность полезной модели поясняется чертежами: на фиг.1 - коник; на фиг.2 - поперечное сечение коника с площадкой и опорой.

Автопоезд состоит из опоры 1 и коника 2, опора 1 установлена с наклоном на тягаче - вперед, а на прицепе - назад и выполнена в виде полого цилиндра, коник 2 жестко закреплен на площадке 3, которая своими краями входит в зацепление с опорой 1 и имеет возможность поворота, причем для удобства монтажа и эксплуатации площадка 3 изготавливается разъемной, для монтажа, смазки и смены подшипников верхняя часть соединена с нижним разъемным кольцом 4 болтовым соединением 5, а между верхней частью площадки 3 и опорой 1 устанавливается шариковый подшипник 6. Повороты коников 2 (прицепа и тягача) вместе с площадкой 3 относительно продольной оси тягача (для простоты тягач и прицеп, соединенные крестообразной сцепкой, на чертежах не показаны) и прицепа осуществляются за счет жесткости пакета лесоматериалов, расположенных в кониках автопоезда.

Работа автопоезда осуществляется следующим образом. При повороте тягача в левую сторону прицеп за счет крестообразной сцепки поворачивается вправо. В результате этого и за счет жесткости пакета лесоматериалов коники 2 вместе с площадками 3 тягача и прицепа поворачиваются относительно продольной оси автопоезда на опорах 1 на угол равный углу поворота автопоезда. При этом происходит наклон пакета лесоматериалов в сторону угла поворота автопоезда, т.к. опоры 1 связаны с площадками 3 и выполнены в виде полых цилиндров и установлены с наклоном, нагрузка от веса лесоматериалов распределяется равномерно по торцевой поверхности опоры 1 и на большую площадь, а размещение между опорой 1 и площадкой 3, соединенных для удобства ремонта болтовым соединением 5, шарикового подшипника 6 повышает срок эксплуатации автопоезда.

Наклон пакета лесоматериалов при повороте автопоезда вправо (а соответственно и смещение центра тяжести в сторону угла поворота) осуществляется аналогично процессу, рассмотренному в прототипе.

При выходе автопоезда на прямой участок пути пакет лесоматериалов принимает исходное положение.

Преимуществом такого автопоезда, а именно конструктивного исполнения соединения площадки и опоры является повышение надежности и долговечности, улучшение эксплуатационных возможностей.

Автопоезд, содержащий соединенные крестообразной сцепкой тягач и прицеп, на рамах которых на опорах смонтированы с возможностью поворота относительно вертикальных осей коники, а опоры установлены с наклоном на тягаче вперед, а на прицепе - назад, причем балки коников установлены относительно осей поворота в плоскости размещения коников, а опоры выполнены в виде полых цилиндров, при этом коники жестко закреплены на площадках, установленных на опорах, а площадки своими краями входят в зацепление с опорой и имеют возможность поворота, отличающийся тем, что между площадкой и торцевой поверхностью опоры установлен шариковый подшипник, а площадка состоит из двух частей, скрепленных болтовым соединением.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом полезной модели является увеличение точности ресурсных испытаний деталей
Наверх