Учебная модель челюсти человека для дентальной имплантации

 

Полезная модель относится к области медицины, в частности стоматологии, а именно дентальной имплантации, и может использоваться как учебное пособие хирургических и ортопедических этапов зубного протезирования на дентальных имплантатах, как при одиночных дефектах зубного ряда, так и при полном отсутствии зубов. Задачей полезной модели является выработка у обучающихся необходимых условных рефлексов естественных тактильных ощущений при проведении дентальной имплантации. Техническим результатом заявляемой полезной модели является максимальное приближение плотности кости альвеолярного отростка учебной модели челюсти человека к физиологической плотности кости. Для этого в учебной модели челюсти человека, представляющей собой гипсовый слепок, предполагаемый дефект зубного ряда выполнен из участка бедренной кости куры или индейки, соответствующего высоте, ширине и длине альвеолярного отростка челюсти человека. Заявляемая полезная модель позволяет максимально приблизить плотность кости альвеолярного отростка учебной модели челюсти человека к физиологической плотности кости и тем самым выработать у обучающихся необходимые условные рефлексы естественных тактильных ощущений при проведении дентальной имплантации.

Полезная модель относится к области медицины, в частности стоматологии, а именно дентальной имплантации, и может использоваться как учебное пособие хирургических и ортопедических этапов зубного протезирования на дентальных имплантатах, как при одиночных дефектах зубного ряда, так и при полном отсутствии зубов.

По назначению модели челюстей можно классифицировать:

- диагностические, которые подлежат изучению для уточнения диагноза, планирования конструкции будущего протеза;

- контрольные, которые по своей сути являются диагностическими, так как регистрируют состояние полости рта до, в процессе и после лечения. Их еще называют серийными моделями;

- рабочие, на которых изготавливают зубные протезы, аппараты;

- вспомогательные - модели зубного ряда, противоположные протезируемой челюсти;

- учебные, которые используются как наглядные пособия при изучении зубочелюстной системы, а также для отработки методики хирургических операций, в том числе дентальной имплантации.

В настоящее время известны отечественные учебные модели для изготовления несъемных и съемных зубных протезов. Материал, из которого данные рабочие модели изготавливаются, - различные сорта гипса в зависимости от его влажности. (Ортопедическая стоматология: учебник для студентов /Абалмасов Н.Г., Абалмасов Н.И., Бычков В.А., Аль-Хаким А. - 8-е изд. - М.: МЕД-пресс-информ, 2011, 512 с, С.78-79).

Недостатком данных отечественных учебных моделей для изготовления несъемных и съемных зубных протезов является несоответствие их плотности анатомическому строению альвеолярного отростка челюсти человека. (Иванов А.С. Основы дентальной имплантологии. Учебное пособие. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2011. - 63 с. С.14-15.).

Известны учебные модели для дентальной имплантации, изготовленные из различных полимерных материалов.

Фирма «МЕДИУС» (сайт www. MEDIUS.RU) выпускает анатомические учебные модели из пластмассы марки - АКР-7 (каталог Медицинские пособия и тренажеры. ОАО «МЕДИУС». Медицина. Остеологические модели из пластмассы. Н5, С.13).

Например, фирма Nobel Biocare (США) использует для обучения полимерную модель альвеолярных отростков челюстей (верхней и нижней) с разными дефектами зубного ряда (сайт www.nobelbiocare.com) (Фиг.1а - вид сбоку; Фиг.1б - вид сверху).

Фирма "Стомус" (Санкт-Петербург) совместно с немецким Университетом им. В.Гете (Франкфурт-на-Майне) проводят обучение дентальной имплантации системы ANCYLOS на учебной модели нижней челюсти, выполненной из полимерного материала (сайт www.stomus.ru) (Фиг.2).

По мнению авторов заявляемой полезной модели, недостатком вышеуказанных учебных полимерных моделей является то, что плотность полимерного материала не соответствует анатомической структуре альвеолярных отростков челюстей человека, что способствует закреплению у обучающихся ложных тактильных ощущений и, соответственно, выработке неправильных условных рефлексов.

В качестве прототипа по наиболее близкой технической сущности нами выбрана учебная модель для дентальной имплантации, представляющая собой полимерную модель альвеолярных отростков челюстей (верхней и нижней) с разными дефектами зубного ряда фирмы Nobel Biocare (США) (сайт www.nobelbiocare.com). (Фиг.1а - вид сбоку; Фиг.1б - вид сверху) (сайт www.nobelbiocare.com).

Как уже указывалось нами выше, недостатком учебной модели, выбранной нами в качестве прототипа, является то, что плотность полимерного материала не соответствует анатомической структуре альвеолярных отростков челюстей человека, что способствует закреплению у обучающихся ложных тактильных ощущений и, соответственно, выработке неправильных условных рефлексов.

Задачей полезной модели является выработка у обучающихся необходимых условных рефлексов естественных тактильных ощущений при проведении дентальной имплантации.

Техническим результатом заявляемой полезной модели является максимальное приближение плотности кости альвеолярного отростка учебной модели челюсти человека к физиологической плотности кости.

Технический результат достигается тем, что в учебной модели челюсти человека, представляющей собой гипсовый слепок, предполагаемый дефект зубного ряда выполнен из участка бедренной кости куры или индейки, соответствующего высоте, ширине и длине альвеолярного отростка челюсти человека.

Отличительными существенными признаками заявляемой полезной модели являются:

- предполагаемый дефект зубного ряда выполнен из участка бедренной кости куры или индейки;

- участок бедренной кости куры или индейки, из которого выполнен предполагаемый дефект зубного ряда, соответствует высоте, ширине и длине альвеолярного отростка челюсти человека.

Причинно-следственная связь между существенными отличительными признаками и достигаемым эффектом:

- Выполнение предполагаемого дефекта зубного ряда из бедренной кости куры или индейки в заявляемой полезной модели обеспечивает максимальное приближение плотности кости альвеолярного отростка челюсти к ее физиологической плотности потому, что по своему строению бедренная кость куры или индейки состоит из компактного и губчатого слоев и соответствует плотности кости челюсти D-2 и D-3, (согласно классификации, предложенной Lekholm U., Zarb G. в 1985 г). При D-2 - это плотная кортикально-губчатая кость; соотношение компактного и губчатого слоя 1:1. D-3 это рыхлая кортикально-губчатая кость. Соотношение компактного и губчатого слоя 0,5:1.

- Использование в качестве предполагаемого дефекта зубного ряда бедренной кости куры или индейки объясняется также тем, что данная кость этих птиц имеет участок, соответствующий высоте, ширине и длине альвеолярного отростка челюсти человека. (Иванов А.С. Основы дентальной имплантологии. Учебное пособие. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2011. - 63 с. С.14-17.).

Совокупность отличительных существенных признаков является новой и позволяет максимально приблизить плотность кости альвеолярного отростка учебной модели челюсти человека к физиологической плотности кости, и тем самым выработать у обучающихся необходимые условные рефлексы естественных тактильных ощущений при проведении дентальной имплантации.

На Фиг.3а и 3б изображен общий вид учебной модели (Фиг.3а - вид сверху, а Фиг.3б - вид сзади), где:

1. - альвеолярный отросток челюсти;

2. - предполагаемый дефект зубного ряда альвеолярного отростка;

3. - часть бедренной кости куры или индейки.

Полезная модель работает следующим образом:

Закрепив учебную модель альвеолярного отростка челюсти (1) в фантом головы, замеряют высоту, ширину и длину предполагаемого дефекта зубного ряда альвеолярного отростка (2). Сверлят часть бедренной кости куры или индейки (3) и вворачивают в созданные отверстия дентальные имплантаты.

При сверлении отверстий в бедренной кости куры или индейки обучающийся испытывает сопротивление кости (ее компактного и губчатого слоев, приближенных по строению к кости альвеолярного отростка челюсти человека) на сверло, и при этом у обучающегося вырабатываются условные рефлексы естественных тактильных ощущений.

Материал, из которого изготовлена учебная модель челюсти человека для дентальной имплантации, исключая предполагаемый дефект зубного ряда альвеолярного отростка, - бельгийский супергипс марки FUJIROCK.

Предполагаемый дефект зубного ряда альвеолярного отростка выполнен из участка бедренной кости куры, но нами так же успешно апробирована учебная модель челюсти человека, в которой предполагаемый дефект зубного ряда альвеолярного отростка выполнен из участка бедренной кости индейки.

Заявляемая полезная модель позволяет максимально приблизить плотность кости альвеолярного отростка учебной модели челюсти человека к физиологической плотности кости и тем самым выработать у обучающихся необходимые условные рефлексы естественных тактильных ощущений при проведении дентальной имплантации.

Учебная модель челюсти человека для дентальной имплантации, представляющая собой гипсовый слепок, отличающаяся тем, что предполагаемый дефект зубного ряда выполнен из участка бедренной кости куры или индейки, соответствующего высоте, ширине и длине альвеолярного отростка челюсти человека.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургической и ортопедической стоматологии

Полезная модель относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и предназначена для формирования функциональных границ протезного ложа беззубой челюсти после множественного удаления зубов для последующего постоянного полного съемного протезирования

Модель корня зуба относится к области медицины, а именно к стоматологии и может быть использована для обучения студентов и врачей-стоматологов лечению и удалению корней зубов.
Наверх