Устройство для комплексного подогрева дизельного двигателя
Устройство для комплексного подогрева дизельного двигателя за счет энергии и теплоты выхлопных газов пускового двигателя путем подогрева топлива в фильтре тонкой очистки, подогрева воды в рубашке двигателя и обогрева масляного поддона.
Устройство относится к дизельным двигателям внутреннего сгорания и может быть использовано для подогрева охлаждающей жидкости в рубашке двигателя и топлива, поступающего в фильтр тонкой очистки во время пуска в условиях низких температур (рис 1). Известно устройство, предложенное Боровских A.M. (прототип, патент РФ 76986), для подачи подогретой воды от пускового двигателя к рубашке основного. Оно имеет две крыльчатки установленные на общей оси: одна внутри патрубка для отвода выхлопных газов, а другая в патрубке для перекачивания воды в основной двигатель от пускового. Недостатком данного устройства является малая производительность при подаче воды в основной двигатель. Поэтому целесообразно заменить крыльчатку, установленную в патрубке для перекачивания воды, на центробежный насос, производительность которого гораздо выше (рис 4). Кроме того, устройство не подогревает топливо.
В связи с вышеизложенным, техническая задача заявляемой полезной модели - облегчение запуска двигателя при низких температурах за счет подогрева топлива и охлаждающей жидкости в рубашке двигателя.
Поставленная задача достигается тем, что предлагаемое устройство позволяет осуществлять подогрев топлива и ускоренное перекачивание жидкости в системе охлаждения. Сравнение заявляемого конструктивного решения с прототипом показывает, что оно отличается следующими признаками:
1. Для перекачивания воды от пускового двигателя к основному используется центробежный насос;
2. Подогрев топлива происходит за счет теплоты выхлопных газов;
3. Для подогрева топлива в фильтре тонкой очистки установлен радиатор;
4. Для переключения подачи выхлопных газов между пусковым и основным двигателями используется перепускной клапан;
5. Для отключения подачи выхлопных газов от основного двигателя к перепускному клапану в летний период установлен кран;
6. Для обеспечения работоспособности центробежного насоса, в патрубке подвода горячей воды от пускового двигателя, установлен штуцер для выпуска воздуха. Поэтому заявляемое решение соответствует критерию «новизна».
Устройство может быть изготовлено на стандартном оборудовании с применением известных технологических процессов, поэтому она соответствует критерию «промышленная применимость».
На рисунке 1 показано предлагаемое устройство. На рисунках 2, 3, 4 подробно показаны его узлы.
Работа устройства
При запуске пускового двигателя 1 (рис.1) отработанные газы подаются к устройству 4 (рис.1), где воздействуют на крыльчатку 7 (рис.4) заставляя ее вращаться. При этом вращается рабочее колесо 4 (рис.4) центробежного насоса, установленное на одной оси с крыльчаткой 7 (рис.4) и подогретая в пусковом двигателе 1 (рис.1) вода подается в рубашку основного двигателя 8 (рис.1). Штуцер 2 (рис.4) предназначен для выпуска воздуха и обеспечения работоспособности центробежного насоса.
Под давлением отработанных газов заслонка 3 (рис.3) поворачивается в горизонтальное положение и закрывает патрубок 2 (рис.3). Отработанные газы поступают в радиатор 3 (рис.2) и подогревают топливо в фильтре тонкой очистки 7 (рис.1). Затем отработанные газы отводятся в выпускной коллектор по патрубку 16 (рис.1) и далее в фальшподдон.
После запуска основного двигателя, часть газов из выпускного коллектора 3 (рис.1) по патрубку 6 (рис.1) поступает к перепускному клапану 10 (рис.1), поворачивает заслонку 3 (рис.3) и попадает в радиатор фильтра тонкой очистки, где продолжается процесс подогрева топлива. Кран 5 (рис.1) служит для переключения на летний или зимний режимы эксплуатации.
При низких температурах в топливе начинается процесс кристаллизации. В результате появившиеся кристаллы забивают фильтр тонкой очистки и подача топлива в камеры сгорания прекращается. Это особенно актуально в случае применения в качестве топлива растительных масел и смесей на их основе, температура помутнения которых гораздо выше, чем у дизельного топлива. Избежать этого можно, подогревая топливо в фильтре тонкой очистки за счет тепла выхлопных газов пускового двигателя.
Устройство для подогрева дизельного двигателя за счет энергии отработавших газов пускового двигателя, отличающееся тем, что имеет:
- центробежный насос для ускорения движения охлаждающей жидкости, установленный от пускового двигателя в рубашку основного двигателя, приводимый в работу крыльчаткой, вращающейся за счет энергии отработавших газов,
- радиатор, установленный в корпусе фильтра тонкой очистки и соединенный с патрубком для подвода отработавших газов от пускового двигателя и с патрубком для отвода отработавших газов в выпускной коллектор,
- перепускной клапан, установленный между тремя патрубками:
для подвода отработавших газов от пускового двигателя, для подвода отработавших газов от выпускного коллектора и для подвода отработавших газов к радиатору фильтра тонкой очистки,
- кран для переключения подачи выхлопных газов основного двигателя в летний и зимний режимы, установленный в патрубке для подвода выхлопных газов от выпускного коллектора к перепускному клапану,
- патрубок для подвода газов от выпускного коллектора к перепускному клапану,
- штуцер для выпуска воздуха из патрубка для подачи горячей воды от пускового двигателя к центробежному насосу,
- трубку для отвода газов из радиатора фильтра в выпускной коллектор.