Замок для окна транспортного средства

 

Полезная модель относится к замкам для окон с откидными створками или фрамугами, и может быть использована в окнах транспортных средств. Замок содержит подпружиненный ригель и кнопку, установленные в корпусе ручки с возможностью возвратно-поступательного перемещения во взаимно перпендикулярных направлениях. Согласно предложенной полезной модели, замок снабжен блокиратором для фиксации ригеля. Блокиратор состоит из ползуна и эксцентрика, выполненного на оси с хвостовиком под трехгранный специальный ключ. Ползун выполнен в виде пластины с фиксирующим концом для удерживания ригеля и с пазом для размещения эксцентрика и установлен в корпусе ручки с возможностью перемещения по направлению к ригелю и обратно по выполненной в корпусе ручки опорной поверхности. Эксцентрик установлен в ползуне с возможностью поворота и механического взаимодействия со стенками паза так, что обеспечивается перемещение ползуна и фиксация ригеля в выдвинутом положении. При этом длина эксцентрика приблизительно равна длине паза ползуна. Полезная модель направлена на создание окна с улучшенными эксплуатационными качествами. 2 з.п. ф-лы. 5 ил.

Полезная модель относится к замкам для окон с откидными створками или фрамугами, и может быть использована в окнах транспортных средств, а также в трейлерах, строительных вагончиках и в некоторых производственных сооружениях.

Известны замки с поворотными засовами, устанавливаемые в верхней части откидных створок окон железнодорожных вагонов с возможностью фиксации засова в верхней части оконной рамы при закрытом окне. Засов жестко связан с ручкой, выполненной в виде клапана для захвата рукой снизу, который установлен в корпусе замка с возможностью поворота в поперечной плоскости створки и подпружинен для удерживания в раме. Чтобы открыть окно или форточку, клапан поворачивают наверх, преодолевая усилие пружин и освобождая засов от зацепления с оконной рамой (см. патент Австрии AT 348581 фиг.1, 2). Для блокирования открытия окна поворотом клапана замок дополнительно может содержать блокиратор с поворотным засовом, размещенным в корпусе замка. Засов установлен на поворотной оси с выполненным на ней хвостовиком под трехгранный ключ. При закрытом окне поворотом ключа засов выводится из корпуса замка и фиксируется в оконной раме (см., например, патент РФ на полезную модель 43517, фиг.1).

Открытие и закрытие таких окон требует значительных усилий и сноровки, обусловленных поворотом клапана вверх на большой угол для преодоления сопротивления пружин. Это может вызывать неудобства, принимая во внимание расположение замков в верхней части окон. Существует также опасность защемления пальцев рук при опускании клапана. Кроме того, попытки закрыть окно простым захлопыванием створки приводят к повреждению замка и створки. Достоинством является наличие блокиратора, обеспечивающего фиксацию створки в раме дополнительным засовом, что предотвращает нежелательное открытие окна при помощи замка.

Известны замки, устанавливаемые на окнах с откидными створками (фрамугами) для железнодорожных вагонов, позволяющие закрывать окно путем простого перемещения створки в оконную раму, не манипулируя замком. При этом защелка замка фиксируется в верхней части оконной рамы (см. заявку Великобритании GB 2259543 (А1) фиг.2, 3, заявку ЕПВ ЕР 0609192 (А1), патент Германии на полезную модель DE 9307504 (U1)). Для открытия окна в конструкциях, описанных в первых двух патентах, также используются ручки, поворачиваемые в поперечной плоскости откидной створки; и из них наиболее удобным в эксплуатации является замок, у которого при открытии окна ручка поворачивается движением вниз (заявка ЕР 0609192 (А1)). Но в этом замке не предусмотрен механизм блокировки, препятствующий открытию окна.

Наиболее близким к предлагаемой полезной модели является замок, использованный на откидном окне для транспортных средств, описанном в патенте Германии на полезную модель DE 9307504 U1. Этот замок принят за прототип. Замок содержит подпружиненный ригель, размещенный в корпусе ручки, выполненной как единое целое с рамой створки, и снабжен кнопкой, установленной в корпусе с возможностью скольжения по контактной поверхности ригеля и обеспечения возвратно-поступательного перемещения ригеля и кнопки во взаимно перпендикулярных направлениях. Упомянутая контактная поверхность расположена под острым углом к направлению перемещения кнопки. Свободный конец ригеля выполнен в виде клина с опорной поверхностью для фиксации в раме окна, и скосом для обеспечения плавного перемещения ригеля при закрытии окна путем возврата створки в раму. При нажатии на кнопку ригель смещается в корпус замка, выходя из зацепления с оконной рамой, и створку перемещают внутрь вагона при помощи ручки. Для закрытия окна створку возвращают обратно, и она фиксируется ригелем в пазу оконной рамы, при этом опорная поверхность свободного конца ригеля опирается на стенку паза, препятствуя открытию окна снаружи. Такой замок является безопасным, а также более удобным и простым в эксплуатации по сравнению с описанными выше аналогами. Но у данного замка не предусмотрены средства блокировки для предотвращения несанкционированного открытия окна, что необходимо, в частности, для обеспечения в вагоне нормальной работы кондиционера. Отсутствие блокировки ограничивает функциональные возможности замка, условия его использования и снижает эксплуатационные качества окна, на котором замок установлен.

Задача, на решение которой направлена предлагаемая полезная модель, заключается в улучшении эксплуатационных качеств окна с откидной створкой за счет усовершенствования конструкции замка.

Для осуществления поставленной задачи предлагается следующее.

Замок для окна транспортного средства содержит подпружиненный ригель и кнопку, установленные в корпусе ручки с возможностью возвратно-поступательного перемещения во взаимно перпендикулярных направлениях. Согласно предлагаемой полезной модели, замок снабжен блокиратором для фиксации ригеля. Блокиратор состоит из ползуна и эксцентрика, выполненного на оси с хвостовиком под многогранный специальный ключ, например, трехгранный. Ползун выполнен в виде пластины с фиксирующим концом для удерживания ригеля и с пазом для размещения эксцентрика и установлен в корпусе ручки с возможностью возвратно-поступательного перемещения по направлению к ригелю и обратно по выполненной в корпусе ручки опорной поверхности. Эксцентрик установлен в ползуне с возможностью поворота и механического взаимодействия со стенками паза так, что обеспечивается перемещение ползуна и фиксация ригеля в выдвинутом положении.

При этом длина эксцентрика приблизительно равна длине паза ползуна.

Для плавного перемещения ригеля в корпус при взаимодействии с элементом рамы окна в процессе его закрывания, на свободном конце ригеля может быть выполнена отлогая поверхность.

Предложенное выполнение блокиратора позволяет фиксировать непосредственно ригель замка, находящийся в выдвинутом положении, и кнопку. За счет этого блокируется непосредственно действие замка и обеспечивается предотвращение несанкционированного доступа к открытию окна, что улучшает эксплуатационные качества последнего.

Предлагаемая конструкция замка иллюстрируется чертежами.

На фиг.1 изображен замок в поперечном разрезе.

На фиг.2 - блокиратор замка в поперечном разрезе.

На фиг.3 - вид А на фиг.1.

На фиг.4 - часть окна в поперечном разрезе.

На фиг.5 - окно с двумя замками.

Замок содержит ригель 1, пружину 2, кнопку 3 и блокиратор 4, размещенные в корпусе 5 ручки (фиг.1, 2). Ригель 1 удерживается пружиной 2 в выдвинутом из корпуса 5 положении.

Свободный конец ригеля 1 выполнен в виде клина с отлогой ударной поверхностью 6 и опорной поверхностью 7 для фиксации ригеля в раме окна.

Кнопка 3 опирается на контактную поверхность 8 ригеля 1 и поверхность 9 корпуса 5 ручки. Поверхность 8 выполнена под углом 45 градусов к направлению перемещения кнопки 3, которое задается поверхностью 9 корпуса 5 ручки. Ригель 1 опирается на основание 10, закрепленное винтовым соединением на корпусе 5 ручки со стороны крепления замка к створке окна.

Блокиратор 4 (фиг.2, 3) состоит из ползуна 11 и эксцентрика 12, выполненного на оси 13, имеющей хвостовик 14 под трехгранный специальный ключ. Хвостовик 14 может быть выполнен под четырехгранный или другой многогранный ключ, обеспечивающий поворот оси 13. Ось 13 установлена в цилиндрических расточках корпуса 5 ручки и основания 10, обеспечивая поворот эксцентрика 12 в продольной плоскости замка. Ось 13 удерживается от осевых перемещений за счет контакта эксцентрика 12 с основанием 10 и торцевой поверхности оси 13 со стенкой 15 расточки под ось в корпусе 5 ручки. Ползун 11 выполнен в виде пластины (фиг.3) с фиксирующим концом 16 и с пазом 17 и установлен в расточке 18 корпуса 5 ручки с возможностью линейного перемещения между направляющей поверхностью 19 и опорной поверхностью 20, на которую также опирается пружина 2 ригеля 1. Поверхности 19 и 20 обеспечивают перемещение ползуна 11 по направлению к ригелю и обратно. Эксцентрик 12 оси 13 установлен в пазу 17 ползуна 11 и имеет овальную форму, обеспечивающую контакт со стенками паза 17 для перемещения ползуна 11. Длина эксцентрика 12 приблизительно равна длине L паза 17. Для удобства пользования замком и открывания окна, в нижней части корпуса 5 ручки выполнена полость 21.

При помощи соединительного элемента 22 основания 10 (фиг.1) корпус 5 ручки с замком крепится в пазу (не показан) обрамления 23 в верхней части створки (фиг.4, 5). Съемная конструкция ручки обеспечивает удобство технического обслуживания и ремонта замка.

При закрытом окне ригель 1 опирается на упор 24 оконной рамы 25 и контактирует с ним опорной поверхностью 7. (фиг.4).

Чтобы открыть окно (фиг.5), большими пальцами рук нажимают на кнопки 3, удерживая ручки снизу, и поворачивают створку. При этом кнопка 3, преодолевая усилие пружины 2, скользит между контактной поверхностью 8 ригеля 1 и поверхностью 9 корпуса 5 ручки до упора, перемещая ригель 1 внутрь корпуса 5 и освобождая створку от фиксации в раме 25. При закрытии окна створку возвращают в раму 25, и ригель 1, при контакте с упором 24 ударной поверхностью 6, убирается в корпус 5 ручки, и затем под воздействием пружины 2 освобождается, фиксируя створку в раме 25.

Чтобы заблокировать ригель (и створку в раме 25), трехгранный ключ вставляют на хвостовик 14 оси 13 и поворачивают по направлению к ригелю 1. При этом эксцентрик 12, механически взаимодействуя со стенками паза 17 ползуна 11, перемещает ползун 11 к ригелю 1 до упора фиксирующего конца 16 ползуна 11 в торцевую поверхность ригеля 1. Эксцентрик 12 располагается по длине паза 17 ползуна 11, как показано на фиг.3, и фиксирует его в этом положении, блокируя ригель 1 и кнопку 2 и препятствуя открытию окна. Для разблокирования створки ось 13 с эксцентриком 12 поворачивают в противоположную сторону на 180 градусов, и ползун 11 перемещается в другое крайнее положение (не обозначено) и фиксируется эксцентриком 12, который после поворота вновь располагается подлине паза 17 ползуна 11.

Предложенная конструкция замка улучшает эксплуатационные качества окна с откидной створкой, в котором он используется, позволяя предотвратить несанкционированный доступ к открытию окна и обеспечивая безопасную, простую и удобную его эксплуатацию пассажирами и техническим персоналом.

1. Замок для окна транспортного средства, содержащий подпружиненный ригель и кнопку, установленные в корпусе ручки с возможностью возвратно-поступательного перемещения во взаимно перпендикулярных направлениях, отличающийся тем, что замок снабжен блокиратором для фиксации ригеля, состоящим из ползуна и эксцентрика, выполненного на оси с хвостовиком под многогранный специальный ключ, например трехгранный, причем ползун выполнен в виде пластины с фиксирующим концом для удерживания ригеля и с пазом для размещения эксцентрика и установлен с возможностью перемещения по направлению к ригелю и обратно по выполненной в корпусе ручки опорной поверхности, а эксцентрик установлен в ползуне с возможностью поворота и механического взаимодействия со стенками паза так, что обеспечивается перемещение ползуна и фиксация ригеля в выдвинутом положении.

2. Замок по п.1, отличающийся тем, что длина эксцентрика приблизительно равна длине паза ползуна.

3. Замок по п.1, отличающийся тем, что на свободном конце ригеля выполнена отлогая поверхность для плавного перемещения ригеля в корпус при взаимодействии с элементом рамы в процессе закрывания окна.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для фиксации створок и может быть использовано для фиксации окон и форточек (фрамуг) в приоткрытом состоянии

Устройство для фиксации промышленных, уличных и гаражных распашных металлических (железных) ворот относится к строительству зданий, сооружений, складских помещений, гаражных боксов, автомоек, где есть распашные ворота.
Наверх