Мини-трактор

Авторы патента:


 

Полезная модель относится к колесным тракторам сельскохозяйственного и/или коммунального назначения. Минитрактор содержит две полурамы, шарнирно соединенные двумя оппозитно установленными в вертикальной плоскости шаровыми опорами. На передней полураме установлены передний ведущий мост, рабочее место оператора с органами управления и гидравлическая навесная система, на задней полураме установлены задний ведущий мост, закрепленный на раме с помощью двух шаровых опор, расположенных в горизонтальной плоскости по продольной оси трактора, и силовой агрегат, центр тяжести которого расположен симметрично относительно продольных осей ведущих мостов. Силовой агрегат выполнен в виде двигателя, соединенного через муфту сцепления с коробкой передач, агрегатированной с главной передачей и заблокированным дифференциалом. На задней полураме также установлены раздаточная коробка, связанная с ведущими мостами карданными валами, вторая гидравлическая навесная система и вал отбора мощности. Раздаточная коробка выполнена двухступенчатой, имеющей блокируемый межосевой дифференциал, и связана карданным валом с задней полуосевой шестерней заблокированного дифференциала коробки передач. Вертикальная ось шарнирного соединения полурам смещена к переднему мосту. Предлагаемая конструкция минитрактора обеспечивает ему достаточный агротехнический просвет, постоянный синхронный привод на оба ведущих моста и увеличивает в два раза общее количество передач, что значительно расширяет функциональные возможности трактора, в том числе при возделывании пропашных культур. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к колесным тракторам сельскохозяйственного и/или коммунального назначения.

Известен минитрактор, содержащий две шарнирно-сочлененные полурамы, на передней из которых установлены двигатель, соединенный через сцепление с коробкой передач, рулевой механизм и раздаточную коробку, соединенную с передним ведущим мостом. На задней полураме установлены гидравлическая навесная система, задний ведущий мост, связанный карданной передачей с раздаточной коробкой, а также вал отбора мощности. Минитрактор дополнительно содержит понижающий редуктор, с одной стороны соединенный через эластичную муфту с коробкой передач, на которой жестко установлен насос гидросистемы, а с другой стороны - жестко с раздаточной коробкой, при этом вал отбора мощности имеет привод от гидромотора, а механический рулевой механизм через продольную тягу шарнирно соединен с задней полурамой (см. RU 42805 U1, 20.12.2004).

К недостаткам известного минитрактора следует отнести увеличенную нагрузку на передний мост, обусловленную передним расположением двигателя, а также низкую устойчивость и плохое копирование колесами трактора рельефа почвы из-за жесткого крепления обоих мостов к раме. Выполнение шарнирного соединения полурам в середине базы трактора не позволяет вести обработку междурядий пропашных культур (картофеля, сахарной свеклы и т.д.) вследствие повреждения культурных растений из-за участия в повороте задних колес трактора и, как следствие, заноса навешенных сзади орудий. Наличие понижающего редуктора усложняет конструкцию трансмиссии.

Наиболее близким аналогом заявляемого устройства является минитрактор, содержащий две шарнирно соединенные полурамы, на передней из которых установлены передний ведущий мост и рулевой механизм, на задней полураме установлены задний ведущий мост, силовой агрегат, связанный с ведущими мостами посредством карданных валов, а также гидравлическая навесная система и вал отбора мощности. Силовой агрегат выполнен в виде двигателя, соединенного через муфту сцепления с коробкой передач, агрегатированной с главной передачей и дифференциалом. При этом центр тяжести силового агрегата расположен симметрично относительно продольных осей ведущих мостов, шарнирное соединение полурам выполнено в виде двух оппозитно установленных в вертикальной плоскости шаровых опор, а задний мост закреплен на раме с помощью двух шаровых опор, расположенных в горизонтальной плоскости по продольной оси трактора (см. RU 92842 U1, 10.04.2010 г.).

Данное устройство принято за прототип.

Недостатками данного минитрактора являются высокие скорости движения, что отрицательно сказывается при обработке пропашных культур, а также ограниченное количество передач. Указанные недостатки обусловлены конструкцией трансмиссии трактора.

Задачей, на решение которой направлена заявляемая полезная модель, является расширение технологических возможностей, в том числе обеспечение эффективного использования минитрактора для возделывания пропашных культур.

Поставленная задача решается тем, что в минитракторе, содержащем две полурамы, шарнирно соединенные двумя оппозитно установленными в вертикальной плоскости шаровыми опорами, при этом на передней полураме установлены передний ведущий мост, рабочее место оператора с органами управления и гидравлическая навесная система, на задней полураме установлены задний ведущий мост, закрепленный на раме с помощью двух шаровых опор, расположенных в горизонтальной плоскости по продольной оси трактора, силовой агрегат, центр тяжести которого расположен симметрично относительно продольных осей ведущих мостов, и выполненный в виде двигателя, соединенного через муфту сцепления с коробкой передач, агрегатированной с главной передачей и заблокированным дифференциалом, а также раздаточная коробка, связанная с ведущими мостами карданными валами, вторая гидравлическая навесная система и вал отбора мощности, особенность состоит в том, что раздаточная коробка выполнена двухступенчатой, имеющей блокируемый межосевой дифференциал, и связана карданным валом с задней полуосевой шестерней заблокированного дифференциала коробки передач, а вертикальная ось шаровых опор смещена к переднему мосту.

Кроме того, передняя полуосевая шестерня заблокированного дифференциала коробки передач сопряжена с пневматическим компрессором.

Заявляемая совокупность существенных признаков позволяет получить технический результат, заключающийся в оптимизации ходовых качеств минитрактора, необходимых для решения поставленной задачи.

Выполнение раздаточной коробки двухступенчатой, имеющей блокируемый межосевой дифференциал, и связь ее карданным валом с задней полуосевой шестерней заблокированного дифференциала коробки передач, оптимизирует ходовые качества минитрактора путем расширения диапазона скоростей его движения, что обеспечивает возможность обработки различных видов сельскохозяйственных культур и облегчает агрегатирование с сельхозмашинами за счет снижения скорости движения задним ходом.

Смещение вертикальной оси шаровых опор к переднему мосту обеспечивает преимущественный поворот передней полурамы относительно задней, что также оптимизирует перемещение минитрактора в междурядьях пропашных культур и исключает повреждение растений при их обработке.

Сопряжение передней полуосевой шестерни заблокированного дифференциала коробки передач с пневматическим компрессором расширяет технологические возможности устройства.

На фиг.1 изображен минитрактор, общий вид; на фиг.2 - схема трансмиссии минитрактора.

В конструкции минитрактора использованы следующие узлы от отечественных автомобилей семейства ВАЗ: в качестве силового агрегата применен двигатель ВАЗ-2108 с муфтой сцепления, коробкой передач, главной передачей и дифференциалом от ВАЗ-2109, раздаточная коробка от ВАЗ-2121, в качестве шаровых опор - шаровые шарниры передней подвески ВАЗ-2108, а в качестве ведущих мостов - задние мосты от ВАЗ-2121. Поскольку колеса ведущих мостов ВАЗ-2121 имеют посадочный диаметр 16 дюймов, то возможно использование тракторных шин низкого давления с грунтозацепами типа «елочка», что повышает сцепные качества и увеличивает дорожный просвет трактора.

Минитрактор включает переднюю 1 и заднюю 2 полурамы сварной конструкции, шарнирно соединенные между собой двумя оппозитно установленными в вертикальной плоскости шаровыми опорами 3. На полураме 1 жестко закреплен передний ведущий мост 4, а также установлены рабочее место оператора 5 с органами управления 6 и гидравлическая навесная система 7. При этом вертикальная ось шаровых опор 3 смещена к переднему мосту 4.

На полураме 2 с помощью двух шаровых опор 8, расположенных в горизонтальной плоскости по продольной оси трактора, шарнирно закреплен задний ведущий мост 9 и установлен силовой агрегат, выполненный в виде двигателя 10, соединенного через муфту сцепления 11 с коробкой передач 12, агрегатированной с главной передачей и заблокированным дифференциалом. На полураме 2 установлена также раздаточная коробка 13, связанная с ведущими мостами 4, 9 карданными валами 14, 15. Раздаточная коробка 13 выполнена двухступенчатой, имеющей блокируемый межосевой дифференциал, и связана карданным валом 16 с задней полуосевой шестерней 17 заблокированного дифференциала коробки передач 12.

Кроме того, на полураме 2 установлены вторая гидравлическая навесная система 18 и вал отбора мощности 19, крутящий момент на который передается от коленвала двигателя 10 с помощью клиноременной передачи 20.

Передняя полу осевая шестерня 21 заблокированного дифференциала коробки передач 12 сопряжена с пневматическим компрессором 22.

Размер колеи трактора выбран с учетом ширины междурядий сельскохозяйственных культур, что дает ему возможность свободно перемещаться в междурядьях пропашных культур при их обработке.

Минитрактор прост в изготовлении благодаря использованию узлов, серийно выпускаемых промышленностью. Это обстоятельство решает также проблему замены узлов при выходе их из строя.

Минитрактор работает следующим образом. Крутящий момент от двигателя 10 через муфту сцепления 11 передается на коробку передач 12, задняя полу осевая шестерня 17 заблокированного дифференциала которой карданным валом 16 передает крутящий момент раздаточной коробке 13. Главные передачи ведущих мостов 4, 9 получают вращение от раздаточной коробки 13 посредством карданных валов 14, 15.

Предлагаемая конструкция трансмиссии трактора значительно расширяет его функциональные возможности в плане возделывания пропашных культур, обеспечивает ему достаточный агротехнический просвет, постоянный синхронный привод на оба ведущих моста и увеличивает в два раза общее количество передач.

Кроме того, минитрактор может быть использован в коммунальном хозяйстве для различных видов работ: уборки территории, погрузки мусора и т.д.

Заявляемая полезная модель может быть изготовлена в условиях небольших машиностроительных предприятий с применением обычного оборудования и узлов, серийно выпускаемых автомобильной промышленностью.

1. Мини-трактор, содержащий две полурамы, шарнирно соединенные двумя оппозитно установленными в вертикальной плоскости шаровыми опорами, при этом на передней полураме установлены передний ведущий мост, рабочее место оператора с органами управления и гидравлическая навесная система, на задней полураме установлены задний ведущий мост, закрепленный на раме с помощью двух шаровых опор, расположенных в горизонтальной плоскости по продольной оси трактора, силовой агрегат, центр тяжести которого расположен симметрично относительно продольных осей ведущих мостов, выполненный в виде двигателя, соединенного через муфту сцепления с коробкой передач, агрегатированной с главной передачей и заблокированным дифференциалом, а также раздаточная коробка, связанная с ведущими мостами карданными валами, вторая гидравлическая навесная система и вал отбора мощности, отличающийся тем, что раздаточная коробка выполнена двухступенчатой, имеющей блокируемый межосевой дифференциал, и связана карданным валом с задней полуосевой шестерней заблокированного дифференциала коробки передач, а вертикальная ось шарнирного соединения полурам смещена к переднему мосту.

2. Мини-трактор по п.1, отличающийся тем, что передняя полуосевая шестерня заблокированного дифференциала коробки передач сопряжена с пневматическим компрессором.



 

Похожие патенты:

Мотоблок // 55530

Полезная модель относится к транспортной технике, а именно, к комплектующим колесных транспортных средств, предназначенным для повышения их проходимости, надежности и плавучести, и может быть использована для переоборудования обычного автомобиля с прицепом в вездеходный комплекс
Наверх