Рисунок протектора шины сверхнизкого давления
Техническое решение по настоящей полезной модели относится к пневматическим шинам, в частности к рисунку протектора шины сверхнизкого давления, и может быть использовано при изготовлении низкопрофильных шин, обеспечивающих движение транспортного средства по опорным поверхностям с низкой несущей способностью - снежной целине, заболоченной местности, сухому песку. Задачи, на решение которых направлено заявляемое техническое решение, заключаются в повышении проходимости и тягово-сцепных свойств шины, в снижении коэффициента сопротивления качению, усилении бортовой зоны шины. Решение задач достигается тем, что рисунок протектора шины сверхнизкого давления включает длинные грунтозацепы, направленные под углом к экваториальной плоскости, разделенные впадинами и ориентированными в окружном направлении канавками. Протектор состоит из двух рядов, причем грунтозацепы одного ряда расположены со смещением вдоль экваториальной плоскости на 1/2 шага относительно грунтозацепов другого ряда. От известных рисунок протектора отличается тем, что изогнутые узкие центральные шашки состоят из двух равновеликих частей, одна из которых имеет радиальное скругление у экваториальной плоскости и составляет с нею угол =62°-67°, а другая ориентирована в радиальном направлении, и с соответствующими им отдельными шашками образуют длинные грунтозацепы. Длинные грунтозацепы чередуют с короткими грунтозацепами, состоящими из малых шашек и соответствующих им отдельных шашек. Расстояние между соседними длинными грунтозацепами, равное расстоянию между соседними короткими грунтозацепами, составляет шаг t=175-181 мм. На боковине шины как продолжение длинных грунтозацепов расположены выступы, имеющие плечевой скос и скос выступа, плавно сопряженные в месте соединения плечевой и бортовой зон шины. Ширина длинных и коротких грунтозацепов и выступов составляет h=(0,16-0,19)t мм. Заявляемый рисунок протектора позволяет улучшить отвод снега и грунта из пятна контакта шины с дорогой, повышая тем самым самоочищаемость протектора и проходимость шины, снизить сопротивление качению и увеличить тягово-сцепные свойства шины. Переход грунтозацепов на боковину шины позволяет сохранять ее от повреждений.
Техническое решение по настоящей полезной модели относится к пневматическим шинам, в частности к рисунку протектора шины сверхнизкого давления, и может быть использовано при изготовлении низкопрофильных шин, обеспечивающих движение транспортного средства по опорным поверхностям с низкой несущей способностью - снежной целине, заболоченной местности, сухому песку.
Известен рисунок протектора шины сверхнизкого давления (патент на полезную модель RU 52774, МПК B60C 11/03, опубликован 2006), включающий грунтозацепы типа «елочка», направленные под углом к экваториальной плоскости и разделенные выемками и/или канавками, при этом ширина выемок и/или канавок между смежными грунтозацепами в каждом ряду в меридиональной плоскости равна ширине грунтозацепа этого ряда этой же плоскости, грунтозацепы выполнены со скругленными углами, а их боковые стенки имеют наклон к основанию протектора.
Данный рисунок протектора не обеспечивает оптимального коэффициента сопротивления качению шины, что обусловлено наличием широких поперечных канавок.
Наиболее близким к заявляемому по технической сущности и получаемому результату является рисунок протектора повышенной проходимости (патент на изобретение RU 2025288, МПК B60C 11/11, опубликован 1994), включающий грунтозацепы типа «косая елка», направленные под углом к экваториальной плоскости, разделенные выемками и/или канавками на отдельные блоки, при этом канавки, прилегающие к центральным блокам, ориентированы в меридиональном направлении под углом к экваториальной плоскости, а канавки, ориентированные в окружном направлении, параллельны экватору либо отклонены от направления экваториальной плоскости не более чем на 20°.
Данный рисунок протектора не обеспечивает достаточной проходимости и тягово-сцепных свойств шины.
Задачи, на решение которых направлено заявляемое техническое решение, заключаются в повышении проходимости и тягово-сцепных свойств шины, в снижении коэффициента сопротивления качению, усилении бортовой зоны шины.
Решение задач достигается тем, что рисунок протектора шины сверхнизкого давления включает длинные грунтозацепы, направленные под углом к экваториальной плоскости, разделенные впадинами и ориентированными в окружном направлении канавками. Он состоит из двух рядов, причем грунтозацепы одного ряда расположены со смещением вдоль экваториальной плоскости на 1/ 2 шага относительно грунтозацепов другого ряда. От известных рисунок протектора отличается тем, что изогнутые узкие центральные шашки состоят из двух равновеликих частей, одна из которых имеет радиальное скругление у экваториальной плоскости и составляет с нею угол =62°-67°, а другая ориентирована в радиальном направлении, и с соответствующими им отдельными шашками образуют длинные грунтозацепы. Длинные грунтозацепы чередуют с короткими грунтозацепами, состоящими из малых шашек и соответствующих им отдельных шашек. Расстояние между соседними длинными грунтозацепами, равное расстоянию между соседними короткими грунтозацепами, составляет шаг t=175-181 мм. На боковине шины как продолжение длинных грунтозацепов расположены выступы, имеющие плечевой скос и скос выступа, плавно сопряженные в месте соединения плечевой и бортовой зон шины. Ширина длинных и коротких грунтозацепов и выступов составляет h=(0,16-0,19)t мм.
Техническим результатом, который обеспечивает приведенная совокупность признаков, является рисунок протектора шины сверхнизкого давления, позволяющий за счет оригинальной конфигурации и чередования разных по форме грунтозацепов и впадин улучшить отвод снега и грунта из пятна контакта шины с дорогой, повышая тем самым самоочищаемость протектора и проходимость шины; за счет поперечного расчленения грунтозацепов и большей по сравнению с беговой зоной насыщенностью плечевой зоны грунтозацепами снизить коэффициент сопротивления качению и увеличить тягово-сцепные свойства шины, а также за счет перехода грунтозацепов на боковину шины и усиления данной зоны сохранять ее от повреждений.
Полезную модель поясняют чертежи. На фиг.1 изображен общий вид развернутого рисунка протектора, на фиг.2 - меридиональное сечение шины.
Рисунок протектора шины сверхнизкого давления формируют в пресс-форме, состоящей из двух полуформ. Протектор содержит два ряда грунтозацепов, причем грунтозацепы одного ряда расположены со смещением вдоль экваториальной плоскости на 1/2 шага относительно грунтозацепов другого ряда. Рисунок протектора представляет собой чередование грунтозацепов двух форм, образованных впадинами и канавками.
В экваториальной части протектора расположены узкие изогнутые центральные шашки 1, состоящие из двух равновеликих частей, одна из которых составляет с экваториальной плоскостью угол =62°-67°, а другая ориентирована в радиальном направлении.
В плечевой зоне 2 протектора расположено плечевое ребро 3, содержащее отдельные шашки 4 прямоугольной формы.
Плечевое ребро 3 между узкими изогнутыми центральными шашками 1 содержит малые шашки 5 прямоугольной формы.
Каждая узкая центральная шашка 1 образует с соответствующей отдельной шашкой 4 длинный грунтозацеп 6, расчлененный канавкой 7. Каждая малая шашка 5 образует с соответствующей отдельной шашкой 4 короткий грунтозацеп 8, расчлененный канавкой 7.
Рисунок протектора характеризует схема его построения, основными элементами которой являются чередующиеся длинные 6 и короткие 8 грунтозацепы, образованные впадинами 9.
Короткие грунтозацепы 8 расположены по центру между соседними длинными грунтозацепами 6.
На боковине шины 10 как продолжение длинных грунтозацепов 6 расположены выступы 11. Каждая отдельная шашка 4 имеет плечевой скос 12. Плечевой скос 12 и скос 13 выступа 11 плавно сопряжены в месте соединения плечевой зоны 2 и бортовой зоны 14 шины.
Выступы 11, малые 5 и отдельные 4 шашки ориентированы в радиальном направлении.
Расстояния между соседними длинными грунтозацепами 6 и соседними короткими грунтозацепами 8 составляют шаг t=175-181 мм, определяя тем самым ширину впадин 9.
Ширина узких изогнутых центральных 1, малых 5 и отдельных 4 шашек, а также выступов 11 составляет h=(0,16-0,19)t мм.
Узкая изогнутая центральная шашка 1 имеет радиальное скругление 15 у центральной линии O-O экваториальной части протектора.
Серийное оборудование, технологическая оснастка, сырье и материалы позволяют изготавливать пневматическую шину с заявляемым рисунком протектора промышленным способом.
Пневматические шины сверхнизкого давления обеспечивают движение транспортного средства по опорным поверхностям с очень низкой несущей способностью - снежной целине, заболоченной местности, сухому песку, применяются в качестве движителей для транспортных средств высокой проходимости, в том числе снегоболотоходов, вездеходов. Имея большую площадь контакта с дорогой, шина способна как бы обтекать препятствия и неровности поверхности.
Заявляемый рисунок протектора позволяет улучшить отвод снега и грунта из пятна контакта шины с дорогой, повышая тем самым самоочищаемость протектора и проходимость шины, снизить сопротивление качению и увеличить тягово-сцепные свойства шины. Переход грунтозацепов на боковину шины позволяет сохранять ее от повреждений.
1 - узкая изогнутая центральная шашка
2 - плечевая зона
3 - плечевое ребро
4 - отдельная шашка
5 - малая шашка
6 - длинный грунтозацеп
7 - канавка
8 - короткий грунтозацеп
9 - впадина
10 - боковина шины
11 - выступ
12 - плечевой скос
13 - скос
14 - бортовая зона
15 - скругление
1. Рисунок протектора шины сверхнизкого давления, включающий длинные грунтозацепы, направленные под углом к экваториальной плоскости, разделенные впадинами и ориентированными в окружном направлении канавками, причем грунтозацепы одного ряда расположены со смещением вдоль экваториальной плоскости на 1/ 2 шага относительно грунтозацепов другого ряда, отличающийся тем, что длинные грунтозацепы, образованные узкими изогнутыми центральными шашками, состоящими из двух равновеликих частей, одна из которых составляет с экваториальной плоскостью угол =62°-67°, а другая ориентирована в радиальном направлении, и соответствующими им отдельными шашками, чередуют с короткими грунтозацепами, состоящими из малых шашек и соответствующих им отдельных шашек, причем расстояние между соседними длинными грунтозацепами, равное расстоянию между соседними короткими грунтозацепами, составляет шаг t=175-181 мм, на боковине шины расположены выступы, имеющие плечевой скос и скос выступа, плавно сопряженные в месте соединения плечевой и бортовой зон шины, а ширина длинных и коротких грунтозацепов и выступов составляет h=(0,16-0,19)t мм.
2. Рисунок протектора шины сверхнизкого давления по п.1, отличающийся тем, что каждая узкая изогнутая центральная шашка имеет радиальное скругление у экваториальной плоскости.