Система обучения на тренажере машиниста тягового подвижного состава

 

Полезная модель относится к системам обучения персонала на железнодорожном транспорте и может быть использована для обучения локомотивных бригад.

Технический результат, на достижение которого направлено создание данной полезной модели, заключается в обеспечении возможности индивидуального обучения машинистов на тренажерах с учетом нарушений, допущенных этим машинистом во время реальных поездок, непосредственно предшествующих занятиям на тренажере.

Технический результат достигается тем, что система обучения на тренажере машиниста тягового подвижного состава, содержащая связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами управления обучением, выбора заданий и нештатных ситуаций, блоком анализа результатов обучения, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с модулями моделей тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей устройств безопасности, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места машиниста с органами управления и элементами индикации, связана с сервером, подключенном к базе данных, содержащей нормативно-справочную информацию и результаты расшифровки поездок. При этом модуль рабочего места инструктора дополнительно снабжен блоком авторизации пользователя в системе автоматизированной расшифровки параметров движения.

Полезная модель относится к системам обучения персонала на железнодорожном транспорте и может быть использована для обучения локомотивных бригад.

Известна интерактивная автоматизированная система обучения, содержащая связанные между собою модуль вычислительной системы управления процессом обучения, модуль группового обучения и модули индивидуального обучения, в том числе модуль процедурного тренажера (патент РФ на изобретение 2271040).

Известен многотиповой тренажерный комплекс для машинистов и водителей железнодорожного подвижного состава, содержащий рабочее место инструктора, рабочее место обучаемого, представляющее собой кабину машиниста, оснащенные компьютерами с программным обеспечением, в кабине машиниста установлен пульт машиниста с органами управления, контроля и индикации, динамическая платформа, кресло машиниста, система воспроизведения изображения и акустическая система (заявка РФ на полезную модель 2010103309/22, 01.02.2010).

Наиболее близким аналогом предлагаемой полезной модели является система обучения на тренажере машиниста локомотива (см. Железные дороги мира, 09 за 1999 г., Ф.Делооз, «Применение тренажеров на железнодорожном транспорте»). Эта система обучения содержит связанные между собой модуль инструктора, модуль рабочего места машиниста и модули моделей различных систем локомотива, поезда и пути.

В известных системах обучения задание на поездку конкретного машиниста формируется согласно заранее разработанным планам занятий, не учитывающим оперативное выявление нарушений, допущенных этим машинистом в реальных поездках, непосредственно предшествующих занятиям на тренажере. При этом на железнодорожном транспорте для оперативного контроля работы локомотивных бригад применяются системы послерейсовой автоматизированной расшифровки параметров движения локомотивов, в которых результаты расшифровки поездок хранятся в электронном аналоге журналов формы ТУ-133. Примером такой системы является система автоматизированной расшифровки для модулей памяти скоростемеров КПД-3 и ведения журналов формы ТУ-133 (WWW.PKBCT.RU/SPD/PRE1Pas.ASPX). В этой системе причастные специалисты имеют возможность оперативно ознакомиться с результатами расшифровки поездок конкретного машиниста на своем компьютеризированном рабочем месте, подключенном по вычислительной сети к серверу с базой данных.

Технический результат, на достижение которого направлено создание данной полезной модели, заключается в обеспечении возможности индивидуального обучения машинистов на тренажерах с учетом нарушений, допущенных этим машинистом во время реальных поездок, непосредственно предшествующих занятиям на тренажере.

Технический результат достигается тем, что система обучения на тренажере машиниста тягового подвижного состава, содержащая связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами управления обучением, выбора заданий и нештатных ситуаций, блоком анализа результатов обучения, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с модулями моделей тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей устройств безопасности, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места машиниста с органами управления и элементами индикации, связана с сервером, подключенном к базе данных, содержащей нормативно-справочную информацию и результаты расшифровки поездок. При этом модуль рабочего места инструктора дополнительно снабжен блоком авторизации пользователя в системе автоматизированной расшифровки параметров движения.

На фиг.1 показан модуль 1 рабочего места инструктора с органами 2 управления обучением, выбора заданий и нештатных ситуаций, элементами 3 индикации и контроля действий машиниста, блоком 4 анализа результатов обучения и блоком 5 авторизации пользователя. Модуль 1 рабочего места инструктора может быть выполнен на основе компьютерного оборудования.

Модуль 1 рабочего места инструктора связан, например, по вычислительной сети 6 с блоком 7 моделирования, который содержит модули моделей подвижного состава, в том числе модуль 8 модели тяги и модуль 9 модели тормозов, модуль 10 моделей путевых устройств, модуль 11 моделей устройств безопасности, модуль 12 визуализации путевой обстановки и модуль 13 имитации звуковых сигналов. В состав модуля 12 визуализации путевой обстановки входят средства для демонстрации путевой обстановки, например, видеопроектор с проекцией изображения на экран (на фиг.1 не показаны). Модуль 13 имитации звуковых сигналов обеспечивает воспроизведение звуков и шумов, которые слышит машинист в кабине подвижного состава, например, с помощью акустических колонок (на фиг.1 не показаны).

Модуль 1 рабочего места инструктора связан также по вычислительной сети 6 с модулем 14 рабочего места машиниста, который содержит органы 15 управления и элементы 16 индикации, аналогичные стандартному оборудованию рабочего места машиниста тягового подвижного состава.

Кроме того, модуль 1 рабочего места инструктора связан по вычислительной сети 6 с сервером 17, к которому подключена база данных 18, содержащая нормативно-справочную информацию и результаты расшифровки реальных поездок.

Обучающая система функционирует следующим образом. Перед началом учебной поездки инструктор на своем рабочем месте 1 с помощью блока 5 авторизации пользователя через вычислительную сеть 6 подключается к серверу 17 и получает доступ к информации из базы данных 18 об отказах оборудования и нарушениях, выявленных при расшифровке поездок испытуемого на тренажере машиниста за определенный период. Пример списка отказов оборудования и нарушений показан на фиг.2. Анализируя список, инструктор с помощью органов 2 управления обучением, выбора заданий и нештатных ситуаций формирует задание на поездку, в том числе выбирает неисправности и нештатные ситуации, которые могли привести к выявленным в поездке нарушениям. На фиг.3 в качестве примера показан список неисправностей и нештатных ситуаций по тормозам.

Во время поездки инструктор контролирует действия машиниста и состояние системы обучения с помощью элементов 3 индикации и контроля действий машиниста. Машинист во время поездки, находясь на своем рабочем месте, воздействует на органы 15 управления, информация о положении которых передается в блок 7 моделирования. Показания измерительных приборов и сигнальных устройств обучаемый наблюдает с помощью элементов 16 индикации, путевую обстановку перед лобовым стеклом локомотива, сформированную модулем 12 визуализации путевой обстановки наблюдает с помощью видеопроектора на экране, характерные для реальной поездки звуки и шумы в кабине локомотива имитируются модулем 13 имитации звуковых сигналов, воспроизводясь с помощью звуковых колонок.

После завершения испытаний инструктор с помощью органов 2 управления обучением, выбора заданий и нештатных ситуаций и блока 4 анализа результатов обучения анализирует результаты испытаний и оценивает действия машиниста по сравнению с его действиями в реальных поездках с выявленными нарушениями.

Предлагаемая полезная модель внедрена в тренажерах машинистов, разрабатываемых Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства - филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Система обучения на тренажере машиниста тягового подвижного состава, содержащая связанные между собой модуль рабочего места инструктора с органами управления обучением, выбора заданий и нештатных ситуаций, блоком анализа результатов обучения, элементами индикации и контроля действий машиниста, блок моделирования с модулями моделей тяги и тормозов подвижного состава, модулем моделей устройств безопасности, модулем моделей путевых устройств, модулем визуализации путевой обстановки, модулем имитации звуковых сигналов, а также модуль рабочего места машиниста с органами управления и элементами индикации, отличающаяся тем, что модуль рабочего места инструктора дополнительно снабжен блоком авторизации пользователя, а с модулем рабочего места инструктора связан сервер с базой данных, содержащей нормативно-справочную информацию и результаты расшифровки реальных поездок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обеспечения информационными ресурсами в сети связи для создания инфраструктуры образовательных услуг для деятельности воспитателей, учителей и преподавателей, направленной на развитие умственных способностей людей, в том числе находящихся в движении вне классов и аудиторий, в частности в учебном процессе, а также любыми заинтересованными потребителями

Полезная модель относится к системам обогрева транспортных средств

Полезная модель относится к области энергетики и может быть использована для осуществления рекуперативного торможения электроподвижного состава - метропоездов, трамваев, электричек.

Технический результат увеличение времени работоспособности кабеля в условиях воздействия открытого пламени
Наверх