Подшипник скольжения вращающегося вала

 

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно, к подшипникам скольжения.

Техническим результатом предложенной полезной модели является повышение надежности работы подшипника скольжения.

В подшипнике скольжения вращающегося вала, содержащем наружную металлическую обойму, полимерный вкладыш, установленный в отверстии наружной обоймы, согласно полезной модели, в отверстии антифрикционного высокотемпературного композиционного полимерного вкладыша установлена внутренняя металлическая обойма, вкладыш прикреплен к внутренней обойме с помощью соединения «ласточкин хвост».

Внутренняя обойма выполнена составной и содержит полую гильзу и прижимное кольцо, присоединенное к гильзе винтами.

На внутренней поверхности внутренней обоймы выполнен шпоночный паз.

Полезная модель относится к области машиностроения, а именно, к подшипникам скольжения.

Известен подшипник скольжения по источнику «Технология и организация судоремонта», М.А.Малиновский, М., 1973, с.226-227. Подшипник содержит металлическую втулку и вкладыш, изготовленный из бакаута, лигнофоля или текстолита. Вкладыш выполнен в виде планок, продольно вмонтированных во втулку по схеме «ласточкин хвост».

Недостатком известного подшипника скольжения является низкие прочность и долговечность ввиду низкой износостойкости материалов, из которых изготавливаются вкладыши.

Известен подшипник скольжения по полезной модели RU 83815, принятый заявителем в качестве прототипа. Подшипник содержит наружную металлическую обойму (втулку) и вкладыш, изготовленный из полиуретана. Вкладыш выполнен в виде планок, продольно вмонтированных во втулку по схеме «ласточкин хвост».

Недостатками прототипа являются: использование в конструкции подшипника прямой пары трения, т.е. вал, размещаемый в отверстии вкладыша, скользит во время вращения по внутренней поверхности вкладыша, при этом выделяемое парой трения тепло недостаточно эффективно отводится в корпус агрегата, в отверстии которого установлена наружная обойма, что приводит к перегреву и размягчению вкладыша и последующему выходу его из строя.

Полиуретан, примененный в качестве материала для вкладыша, не обеспечивает по сравнению с другими полимерами, например, полиамидами, достаточную прочность при повышенных радиальных нагрузках на вал, вращающийся в подшипнике.

Техническим результатом предложенной полезной модели является устранение недостатков прототипа, а именно: повышение надежности работы подшипника скольжения.

Технический результат обеспечивается тем, что в подшипнике скольжения вращающегося вала, содержащем наружную металлическую обойму, полимерный вкладыш, установленный в отверстии наружной обоймы, согласно полезной модели, в отверстии антифрикционного высокотемпературного композиционного полимерного вкладыша установлена внутренняя металлическая обойма, вкладыш прикреплен к внутренней обойме с помощью соединения «ласточкин хвост».

Внутренняя обойма выполнена составной и содержит полую гильзу и прижимное кольцо, присоединенное к гильзе винтами.

На внутренней поверхности внутренней обоймы выполнен шпоночный паз.

Температура плавления композиционного полимерного вкладыша составляет 300-320°С.

Предлагаемое техническое решение представляет собой обратную пару трения, т.е. вал вращается не в отверстии полимерного вкладыша, а жестко закреплен с помощью шпоночного соединения во внутренней металлической обойме, к которой при помощи «ласточкина хвоста» и прижимного кольца прикреплен антифрикционный композиционный высокотемпературный полимерный вкладыш. Вращение полимерного вкладыша в отверстии наружной металлической обоймы, запрессованной в отверстие корпуса редуктора или передаточной коробки, обеспечивает более эффективную, нежели по прототипу, передачу тепла от пары трения к корпусу агрегата. Этим достигается значительное снижение или исключение возможности перегрева вкладыша, т.е. повышение надежности работы подшипника.

Выполнение внутренней обоймы подшипника составной обеспечивает надежное прикрепление «ласточкина хвоста» вкладыша в полой гильзе с помощью прижимного кольца и винтов, исключает вращение внутренней обоймы относительно вкладыша, обеспечивает вращение вкладыша в наружной обойме.

Выполнение антифрикционного высокотемпературного композиционного полимерного вкладыша из наполненных полиамидов так же обеспечивает повышение надежности работы подшипника, т.к. полиамиды обладают более высокими, по сравнению с полиуретаном характеристиками: допускаемым контактным напряжением, скоростью скольжения, рабочей температурой, а также меньшим коэффициентом трения.

Сущность предложенной полезной модели поясняется рисунком, на котором изображен продольный разрез подшипника скольжения с установленным в нем валом.

Устройство содержит наружную металлическую обойму 1, запрессованную в отверстие агрегата (редуктора или передаточной коробки). Внутренняя металлическая обойма 2 посредством шпонки 3 соединена с вращающимся валом 4. Обойма 2 состоит из гильзы 5 и нажимного кольца 6. Обойма 2 посредством соединения «ласточкин хвост» и нажимного кольца 6 с винтами 7 соединена с антифрикционным композиционным высокотемпературным полимерным вкладышем 8, выполненным, например, из наполненного полиамида. В качестве наполнителей могут применяться углеграфитовые или металлографитовые материалы, медный порошок, стекловолокно и т.д. Вкладыш 8 вращается в отверстии наружной металлической обоймы 1.

Предлагаемый подшипник способствует снижению затрат труда на техническое обслуживание, т.к. можно уменьшать количество точек смазки, работать в режиме сезонной или периодической смазки или без нее. Вкладыш из антифрикционного композиционного полимерного полиамида обладает хорошей демпфирующей способностью, быстро прирабатывается, имеет высокую износостойкость и долговечность.

1. Подшипник скольжения вращающегося вала, содержащий наружную металлическую обойму, полимерный вкладыш, установленный в отверстии наружной обоймы, отличающийся тем, что в отверстии антифрикционного высокотемпературного композиционного полимерного вкладыша установлена внутренняя металлическая обойма, вкладыш прикреплен к внутренней обойме с помощью соединения «ласточкин хвост».

2. Подшипник скольжения вращающегося вала по п.1, отличающийся тем, что внутренняя обойма выполнена составной и содержит полую гильзу и прижимное кольцо, присоединенное к гильзе винтами.

3. Подшипник скольжения вращающегося вала по п.1, отличающийся тем, что на внутренней поверхности внутренней обоймы выполнен шпоночный паз.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано на автономных децентрализованных энергетических установках малой мощности, от 5 до 30 кВт электрической и от 20 до 200 кВт тепловой мощности
Наверх