Вездеход

 

Полезная модель относится к гусеничным транспортным средствам, предназначенным для перевозки пассажиров во всех климатических зонах по любым грунтам, заболоченным участкам, сыпучему песку, снежной целине, тундре. Задача - совершенствование конструкции транспортного средства высокой проходимости. Технический результат - улучшение ходовых качеств машины за счет более рациональной компоновки тяжелых узлов и агрегатов машины. Этот технический результат достигается тем, что все агрегаты силовой установки расположены за отсеком для размещения водителя, а ведущие звездочки ходовой системы имеют заднее расположение. Это упрощает передачу крутящего момента от двигателя к ведущим колесам за счет исключения промежуточных звеньев, таких как карданный вал, цепи и т.п., уменьшает амплитуду продольно-угловых колебаний и улучшает поворачиваемость машины при движении по пересеченной местности, обеспечивая при этом компактность конструкции и необходимую развесовку вездехода, который не заваливается носом вперед (не «клюет») при форсировании водных преград, мягкого снега, болот. При этом предпочтительнее органы управления движением выполнить в виде руля, гидравлически связанного с тормозными цилиндрами, которые, в свою очередь, гидравлически связаны с тормозными суппортами, установленными с возможностью торможения соответствующего тормозного диска из числа установленных на приводных валах. 1 з.п. ф-лы, 4 фиг.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, в частности, к гусеничным транспортным средствам, предназначенным для перевозки пассажиров и грузов во всех климатических зонах по любым грунтам, заболоченным участкам, сыпучему песку, снежной целине, тундре.

Известно гусеничное транспортное средство высокой проходимости (см. свидетельство на полезную модель РФ 28481, В62Д 55/00, В62Д 55/06, опубл. 27.03.2003). Оно содержит основание, установленное на ходовой гусеничной системе и несущее кабину водителя и пассажира, в которой расположены органы управления движением, а под кабиной агрегаты силовой установки, связанные с ходовой гусеничной системой. Грузовая платформа расположена между кабиной водителя и отсеком для размещения агрегатов силовой установки, в которой смонтирована одна их часть, другая часть - размещена под передней частью кабины, с возможностью их взаимодействия. Ведущие колеса-звездочки имеют переднее расположение.

Недостатком такой конструкции является ухудшение поворачиваемости и увеличение амплитуды продольно-угловых колебаний при движении по пересеченной местности из-за нерационального расположения агрегатов и узлов по длине машины.

Эти недостатки устраняются предлагаемым техническим решением.

Задача - совершенствование конструкции транспортного средства высокой проходимости.

Технический результат - улучшение ходовых качеств машины за счет более рациональной компоновки тяжелых узлов и агрегатов машины.

Этот технический результат достигается тем, что в предлагаемом вездеходе, содержащем основание, на котором установлены ходовая гусеничная система, отсек для размещения водителя и, как минимум, одного пассажира, отсек для размещения агрегатов силовой установки, и органы управления движением, причем агрегаты силовой установки связаны с ходовой гусеничной системой и органами управления движения,

все агрегаты силовой установки расположены за отсеком для размещения водителя, а ведущие звездочки ходовой системы имеют заднее расположение.

Размещение всех агрегатов силовой установки за отсеком для размещения водителя и заднее расположение ведущих колес упрощает передачу крутящего момента от двигателя к ведущим колесам за счет исключения промежуточных звеньев, таких как карданный вал, цепи и т.п., уменьшает амплитуду продольно-угловых колебаний и улучшает поворачиваемость машины при движении по пересеченной местности, обеспечивая при этом компактность конструкции и необходимую развесовку вездехода, который не заваливается носом вперед (не «клюет») при форсировании водных преград, мягкого снега, болот.

При этом предпочтительнее органы управления движением выполнить в виде руля, гидравлически связанного с тормозными цилиндрами, которые, в свою очередь, гидравлически связаны с тормозными суппортами, установленными с возможностью торможения соответствующего тормозного диска из числа установленных на соответствующих приводных валах ведущих звездочек ходовой гусеничной системы.

Такая система наиболее удобна при заднем расположении агрегатов силовой установки и ведущих звездочек ходовой системы.

Полезная модель по предложенному техническому решению подробно описана ниже с приложением графических материалов, на которых:

- фиг.1 - вид сбоку схематического изображение размещения агрегатов силовой установки и органов гидравлического управления вездехода,

- фиг, 2 - вида спереди схематического изображение размещения агрегатов силовой установки и органов гидравлического управления вездехода,

- фиг.3 - изометрическое изображение размещения агрегатов силовой установки и органов гидравлического управления вездехода,

- фиг.4 - изображение вездехода по заявленной полезной модели.

Вездеход содержит корпус 1, ходовую гусеничную систему с резинометаллическими гусеницами 2 и 3. В корпусе 1 выполнен отсек 4 с сидениями для водителя и пассажиров, в котором расположены органы управления движением. За отсеком 4 расположен отсек 5, в котором расположены агрегаты силовой установки. Поскольку все элементы, как силовой установки так и органов управления движением вездехода взяты стандартными, известными, то они обозначены схематично или блоками. В отсеке 5 установлен двигатель внутреннего сгорания 6 (например, Honda GX 670), на выходном валу 7 которого посажен ведущий вариатор 8, связанный через ремень 9 с ведомым вариатором 10, который в свою очередь связан с коробкой передач 11 для передачи в нее вращения. От коробки передач 11 отходят левый приводной вал 12, на котором жестко закреплена левая ведущая звездочка 13 левой гусеницы 2, и правый приводной вал 14, на котором жестко закреплена правая ведущая звездочка 15 правой гусеницы 3.

В отсеке 4 установлен руль 16 с возможностью управления левым и правым тормозными цилиндрами, установленными в блоке 17 (не показаны). Блок 17 посредством левого гидравлического трубопровода 18 связан с левым гидравлическим тормозным суппортом 19, установленным с возможностью взаимодействия с левым тормозным диском 20, закрепленным на левом приводном валу 12. Аналогичным образом через правый гидравлический трубопровод 21 блок 17 связан с правым гидравлическим суппортом 22, установленным с возможностью взаимодействия с правым тормозным диском 23, закрепленным на правом приводном валу 14. Такой парой «тормозной суппорт - тормозной диск» оборудованы многие современные автомобили (например, Audi 100/4А(С4). При этом тормозной суппорт содержит свой внутренний гидроцилиндр.

Движение вездеходу сообщается от двигателя 6, выходной вал 7 которого приводит во вращение ведущий вариатор 8. Последний посредством ремня 9 передает вращение на ведомый вариатор 10. Вариатор 10 через коробку передач 11 приводит во вращение приводные валы 12 и 14, от которых через ведущие звездочки 13 и 15 приводят в движение гусеницы 2 и 3.

Управление поворотом вездехода вправо или влево производят путем поворота руля 16 вправо или влево. Например, если надо повернуть влево, то поворачивают влево руль 16, который известным образом воздействует на шток левого тормозного цилиндра в блоке 17, поршень этого цилиндра воздействует на гидравлическую среду и гидравлическое давление через левый гидравлический трубопровод 18 передается на левый гидравлический тормозной суппорт 19, вследствие чего тот зажимает левый тормозной диск 20. Приводной вал 12 при этом прекращает вращение и левая гусеница 2 останавливает свое движение при продолжающей движение правой гусенице 3. Происходит поворот вездехода влево. Для поворота вправо руль 16 поворачивают вправо и аналогичным образом срабатывает правый тормозной цилиндр блока 17 и через гидравлический трубопровод 21 жидкость воздействует на правый тормозной диск 23, останавливая правую гусеницу 3. После поворота руль 16 поворачивают в исходное нейтральное положение, гидравлическое давление в линии исчезает, тормозной суппорт отпускает тормозной диск, обе гусеницы 2, 3 начинают свое прямолинейное движение и вездеход движется прямо.

1. Вездеход, содержащий основание, на котором установлены ходовая гусеничная система, отсек для размещения водителя и, как минимум, одного пассажира, отсек для размещения агрегатов силовой установки, и органы управления движением вездехода, причем агрегаты силовой установки связаны с ходовой гусеничной системой и органами управления движения, отличающийся тем, что все агрегаты силовой установки расположены за отсеком для размещения водителя, а ведущие звездочки ходовой системы имеют заднее расположение.

2. Вездеход по п.1, отличающийся тем, что органы управления движением выполнены в виде руля, гидравлически связанного с тормозными цилиндрами, которые, в свою очередь, гидравлически связаны с тормозными суппортами, установленными с возможностью торможения соответствующего тормозного диска из числа установленных на соответствующих приводных валах ведущих звездочек ходовой гусеничной системы.



 

Наверх