Петля дверная
Предлагаемая петля представляет собой шарнирный элемент для подвижного соединения двери и рамы. Шарнирный элемент выполнен в виде подшипникового узла, состоящего из радиального игольчатого подшипника без внутреннего кольца и упорного подпятника в виде шарика. Вертикальная нагрузка от верхней полупетли к нижней полупетле передается через стопорный винт (пружинный штифт) к оси и от оси к подпятнику. Радиальная нагрузка от верхней полупетли к нижней полупетле передается через ось к игольчатому подшипнику. Подшипниковый узел защищен уплотнительным элементом. К особенностям предлагаемой петли относятся:
- Повышенная несущая способность за счет использования игольчатого подшипника.
- Повышенная защищенность от воздействия окружающей среды за счет использования уплотнительного элемента.
- Ресурсная сбалансированность элементов.
- Простота конструкции за счет тщательного проведения анализа функционального назначения.
Область техники, к которой относится полезная модель
Заявляемое техническое решение относится к устройствам для обеспечения подвижного соединения створок дверей и дверных рам с возможностью регулирования их взаимного расположения.
Уровень техники
Известны дверные петли (далее - петли) Mechanica итальянской фирмы SAVIO (www.savio.it) Фиг.1 и петли серии KT-V 6R германской фирмы Dr. Hahn GmbH (www.drhahn.de) Фиг.2. Эти петли, рассматриваемые в качестве аналога, имеют механизм регулировки двери относительно рамы и шарнирный узел. Шарнирный узел выполнен в виде радиально-упорного подшипника скольжения, состоящего из пластиковой втулки (закрепленной в нижней полупетле) и оси (закрепленной в верхней полупетле). Недостатками перечисленных петель, обусловленными использованием в конструкции подшипникового узла скольжения, являются:
1. невысокая несущая способность - на одно полотно двери необходимо устанавливать не менее трех петель;
2. чувствительность к абразивному составу пыли, содержащейся в воздухе окружающей среды, - при установке на внешних фасадах зданий, особенно в летнее время года, попадание дорожной пыли вызывает образование задиров на поверхностях скольжения с последующим лавинообразным увеличением износа. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому решению является петля СТН-0109Д ООО "Сатурн" (http://satum.tatarstan.ru) Фиг.3, рассматриваемая в качестве прототипа.
Петля состоит из двух полупетель, имеющих пазы для регулировки двери относительно рамы и шарнирного узла. Пазы для регулировки защищены крышками, зафиксированными стопорными винтами с внутренней стороны петли. Шарнирный узел выполнен в виде упорного подшипника качения (воспринимающего осевые нагрузки) и пары радиальных подшипников (воспринимающих радиальные нагрузки), один из которых (верхний) - скольжения - выполнен в виде полиамидной втулки, а второй (нижний) - качения. На противоположных сторонах подшипникового узла установлены стопорные кольца для фиксации подшипников на оси. Недостатками петли СТН-0109Д являются:
1. несоответствие ресурсов работоспособности упорного и радиальных подшипников (долговечность радиальных подшипников на порядок ниже упорного подшипника) и, как следствие, низкая долговечность всего подшипникового узла, определяемого по элементу с меньшей долговечностью;
2. слабая защищенность подшипникового узла от воздействия окружающей среды;
3. увеличенная металлоемкость полупетель, обусловленная применением стандартизированного упорного подшипника, имеющего значительные радиальные размеры.
Раскрытие полезной модели
Задачей предлагаемой модели является повышение конкурентоспособности и надежности петли.
При осуществлении предлагаемого технического решения достигаются следующие технические результаты:
1. увеличивается эксплуатационный ресурс;
2. увеличивается несущая способность;
3. снижаются затраты на изготовление.
Технический результат достигается:
- по пункту 1 за счет использования подшипникового узла с большей, по сравнению с прототипом, долговечностью;
- по пункту 1 за счет применения уплотнительного элемента для защиты подшипникового узла от воздействия внешней среды;
- по пункту 2 за счет использования в качестве радиального игольчатого подшипника, имеющего большую, по сравнению с шариковым подшипником (используемым в прототипе), грузоподъемность;
- по пункту 3 за счет использования меньшего, по сравнению с прототипом, количества деталей подшипникового узла и их конструктивных элементов;
- по пункту 3 за счет снижения металлоемкости полупетель - уменьшение поперечного сечения профиля исходной заготовки (подшипниковый узел имеет меньшие радиальные размеры по сравнению с прототипом).
Краткое описание чертежей
На Фигурах 1 и 2 показано устройство петель - аналогов (петля Mechanica итальянской фирмы SAVIO и петля серии KT-V 6R германской фирмы Dr. Hahn GmbH).
На Фигурах 3 и 4 показан внешний вид и разрез петли - прототипа (петля СТН-0109Д ООО "Сатурн"). Регулировочные пазы скрыты защитными крышками. На разрезе условно не показаны: два стопорных винта для фиксации крышек, один стопорный винт для фиксации оси в верхней полупетле, две декоративные крышки (верхняя и нижняя).
На разрезе показаны (перечисление сверху вниз): полу петля верхняя, ось, кольцо стопорное, упорный шариковый подшипник, полиамидная втулка, полупетля нижняя, радиальный шариковый подшипник, кольцо стопорное.
На Фигурах 5 и 6 показан внешний вид (полупетли и защитные крышки условно показаны полупрозрачными) и чертеж предлагаемой петли. На разрезе А-А показаны (перечисление
сверху вниз): полупетля верхняя, ось, полупетля нижняя, уплотнительный элемент (подробнее - на элементе С), радиальный игольчатый подшипник без внутреннего кольца, кольцо стопорное, упорный подпятник - шарик, декоративная крышка. На разрезе В-В показан стопорный винт (допускается использование пустотелого пружинного штифта с продольным разрезом).
Осуществление полезной модели
Предлагаемая петля используется следующим образом:
1. В зависимости от расположения дверей (левого или правого открывания), производится предварительная сборка:
а. На ось последовательно насаживаются уплотнительный элемент, игольчатый подшипник и стопорное кольцо.
b. Больший конец оси вставляется в верхнюю полупетлю и фиксируется стопорным винтом или пружинным штифтом.
с. Меньший конец оси с насаженными деталями вставляется в нижнюю полупетлю, в которую предварительно установлен шарик.
d. В нижнюю часть нижней полупетли устанавливается декоративная крышка.
2. С помощью крепежных элементов (болтов) петля крепится к двери и раме. Верхней полупетлей - к двери, нижней - к раме.
3. Регулировка положения двери относительно рамы производится с помощью перемещения болтов по пазам полупетель.
4. На полупетли устанавливаются защитные крышки и фиксируются стопорными винтами с внутренней (противоположной фасадной) стороны. Петля готова к использованию.
Петля дверная, содержащая две полупетли, ось, упорный и радиальный подшипники, отличающаяся тем, что радиальный подшипник выполнен в виде игольчатого подшипника без внутреннего кольца, упорный подшипник выполнен в виде подпятника, состоящего из шарика и плоского торца оси, подшипниковый узел расположен в нижней полупетле и защищен от воздействия внешней среды уплотнительным элементом, фиксация оси в верхней полупетле выполнена по касательной к канавке оси стопорным винтом или полым пружинным цилиндрическим штифтом с продольным разрезом, а фиксация в нижней полупетле выполнена распорным пружинным кольцом, расположенным в канавке оси.